Жад – камень, служащий для производства украшений, светло-зеленого цвета, вырабатывается из плотных частей родственного нефриту минерала – жадеита, причем в древности оба минерала использовались, будучи отшлифованными, в качестве топора.
В Китае жад считается самым благородным из всех минералов, прежде всего благодаря его красоте после отшлифовки; будучи испещрен изящными прожилками, он выявляет тончайшие нюансы красок и заставляет их лучиться и вопреки своей твердости создает впечатление пластичности. Выше всего ценились светлые изумрудно-зеленые образцы, которые символизировали чистоту, мудрость и мужество. Уже за 3000 лет до н.э. из жада изготовлялись различные предметы ритуальной утвари и украшения, а за 1500 лет до н.э. – фигурки птиц, рыб и драконов. Непреходящая красота таких произведений вызывала веру в то, что жад несет в себе свойство бессмертия.
Амулеты из жада налагались на рот, лицо и грудь умершим при погребении. Знаменитой стала Манч-Эньская находка захоронения двух мужчин, погребенных в одеянии из жадовых изразцов; многочисленные пластинки из жада соединены между собой золотой проволокой в виде доспехов укрывают тела мертвых. Позже огромные блоки нефрита использовались для изготовления многофигурных, многообразный (пейзажи, сады) пластических форм.
Обработка жада сегодня в Китае является художественным промыслом, пользующимся традиционным языком символов и форм. Из-за прохладной гладкости полированных плоскостей украшений из жада (ю) с ним поэтически сравнивают кожу прекрасных женщин; сочетая жад с серебром, из него создают различные метафоры сексуального содержания (например, нунь-ю – игрушка, применяемая при коитусе).
В даосистских народных верованиях «жадовый император» Юй-хуан (в русских переводах часто называется «яшмовым правителем» или «нефритовым императором». – Ред.) считается верховным правителем Неба. Столь же высоко ценился жадеит и в Древней Мексике уже со времен олмекского периода (ок. 800 до н.э.) и также служил материалом для культового ваяния. Зеленый минерал (ацтекское чальчигитл) служил, в частности, для производства символических сердец, вкладываемых вместе с прахом умерших правителей и их приближенных в каменные усыпальницы. Чальчиуитлкуэ, «та, что с жадовым платком на чреслах» - таково было имя одной из богинь воды. Иероглифический знак для понятия «драгоценный камень» прежде всего относился в Древней Мексике к жаду, реже к бирюзе.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.