Информационное содержание сети Интернет представляет собой отображение в компьютерах, программными средствами реальной действительности, отраженной в нашем сознании или искусственного мира образов, сформированного нашим воображением. Это виртуальный мир или, как принято еще называть, - виртуальная реальность.
По существу, создаваемые в компьютере образы, это та же информация, которая присуща человеческому разуму, но закодированная иным методом, чем в нашем сознании. При этом, суть и содержание информации, перенесенной на электронные носители не меняется. Информация, как известно, не зависит от типа материального носителя.
Мир, отображенный в нашем сознании, - это такой же субъективный, виртуальный мир. Закрыв глаза, мы можем мысленно воссоздать в своем сознании различные образы: предметы и явления природы, живой мир, образ близкого нам человека.
Вспоминая кого-то, мы вызываем его образ, отображенный в нашей памяти, в человеческом "компьютере". А если это близкий нам человек, то с образом ассоциируются не только его физический облик, но и его субъективные качества Мы "слышим" интонации его голоса, вспоминаем высказывания, представляем образ его мышления, его мировоззрение, чувствуем его "теплоту". И даже мысленно советуясь с ним, можем вообразить, как он отреагировал бы на наш вопрос, что бы он нам ответил.
То есть, вызванный в памяти образ (информация) может повлиять на нас при принятии какого-то решения.
И также как у человека "оживает" вызванный в его сознании образ, так и в этой среде, в компьютере, искусственно созданный виртуальный мир, "оживает" благодаря эффекту участия, "присутствия" в нем человека.
Но это сегодня. Ожидается, что в недалеком будущем можно будет сканировать мозг человека и переднести его содержимое в компьютер, создав отображение реальной личности, способной самостоятельно, независимо от человека "жить" и рзвиваться.
Отобразив таким способом в компьютере образы близких и дорогих нам людей, можно будет общаться с ними так, как общаемся мы сегодня с ними в своей памяти. Выходит, что личность, "Я", можно воплотить в информационное пространство "поселить" в компьютере, где она заживет своей жизнью. Человек получит информационное бессмертие.
О такой перспективе еще в 70-х годы прошлого века высказывался академик В.М.Глушков: "Вся информация, весь мыслительный процесс будет попадать в электронно-вычислительную машину. Она будет запоминать весь образ мышления этого человека, все нюансы его творческого процесса и воспринимать его мысли, лишь только он успеет о них подумать... Думаю, что добиться этого ученые смогут примерно к 2020 году, то есть меньше, чем через полвека".
Конечно, скопировать и распознать информацию о знаниях человека, об образе его мышления, и отобразить эту личность в компьютере не простая задача. Однако ученые и специалисты в области информационных технологий считают, что принципиальных ограничений этому (кроме технических трудностей и уровня наших знаний) не существует и надеются, что эта проблема будет решена к середине XXI века.
Исследования методов извлечения информации из мозга ведутся в разных направлениях: вживление чипов и сканирование мозга, изучение ауры, а также запуск в мозг молекулярных роботов (нанороботов), которые смогут распознать и передать информацию обо всех нейронных связях мозга личности. Но это в будущем. А сегодня, вживляя электроды в мозг и, соединяя их с соответствующей аппаратурой, ученые дают возможность слепому видеть, глухому слышать и даже парализованному координировать свои движения.
Но не будем вдаваться в технические аспекты переноса реальной человеческой личности в компьютер. Это удел специалистов. Копирование личности, несомненно, не приведет к ее полному воспроизводству. Даже при 100% - ом копировании, виртуальная личность с момента ее "оживления" в компьютере будет отличаться от оригинала своим мышлением, иным восприятием мира. Мышление - это свойство сугубо личностное, связанное с индивидуальностью и, безусловно, формируется в процессе жизнедеятельности личности. Несмотря на огромную схожесть, однояйцовые близнецы все-таки существенно отличаются друг от друга.
Для созданной в компьютере виртуальной личности или для РР считывание информации и перенос ее в другой компьютер не составит особых трудностей. Все свои знания разумный робот сможет легко передать при непосредственном контакте другому РР, либо "оставить" информацию о своей личности в каком-либо компьютере сети, откуда другой разумный робот может ее скопировать. Для компьютера безразлично, чей и какой образ будет в него заложен.
При создании разумного робота в него будет внесена некоторая исходная информация, необходимая для его жизнедеятельности. Это будет "вложение души", основа личности. А личность, как и в случае человека, сформируется уже в процессе его развития. В дальнейшем, к разумному роботу, можно добавить часть информации о личности другого РР или же полностью заменить его личность - другой.
Обмен информацией между разумным роботами необходим и неизбежен, и им будут приданы соответствующие для этого возможности. Представьте себе разумного робота в космосе, в океане, в глубокой пещере. Его знания и специализацию можно изменить, дополнить. Для этого не потребуется возвращения на землю. Очевидно, что этот процесс должен регламентироваться какими-то правилами и, наверное, может осуществляться с согласия самого робота. Хотя хакеры найдут способы ввода информации и без его согласия.
Чем не перевоплощение личности? В одних случаях разумный робот может проявить некоторые свойства другой личности и подобное есть в описании случаев реинкарнации у человека. В других - разумный робот может перевоплотиться в другую личность, что также происходит с некоторыми людьми при гипнозе или травме. Если доверять источникам, то некоторые ламы Тибета даже указывают в кого воплотиться их душа и район, где можно найти преемника.
С вопросом "реинкарнации" у разумных роботов как будто не должно быть проблем. А как же все-таки с реинкарнацией у людей?
Если когда-нибудь человек научится считывать сознание и создавать в компьютере образ реальной личности, то, наверное, будет возможен и обратный процесс: выбрать какой-то образ из компьютера и внести его в сознание человека, записать в человеческий "компьютер". Но, если мы допускаем такую возможность, то можно допустить и воплощение духовного содержания одной человеческой личности в другую, из одного биологического "компьютера" в другой. Не будем углубляться далее в тему управляемой реинкарнации. Оставим ее на потом, когда возникнут реальные технические возможности, а человечество сумеет выработать соответствующие решения, защищающие личность и общество от подобных посягательств.