Греческое слово «ангел» и арабское «маляк» в переводе означают одно и то же «посланник», поскольку главное назначение этих загадочных фантастических существ заключается в том, чтобы осуществлять посредничество между дyховной небесной сферой и земным материальным миром, передавая людям волю Бога (Аллаха).
Ангел символ совершенства. «Ангелом» называют чистого, доброго, скромного, безгрешного человека, вызывающего у окружающих чувство умиления. Чаще всего сравнения и эпитеты, имеющие целью подчеркнуть совершенство, относятся к невинному дитя или прекрасной женщине «ангельский лик», «ангельская улыбка», «красив, как ангел», «хороша, как ангел» и т.д.). Ангел воплощение добродетели «ангельский характер») и кротости «ангельское терпение»). Белые одежды олицетворяют чистоту и целомудрие божественных посланников, а большие крылья за спиной намекают на их вездесущность.
В мифологии и религии народов древнего Востока образы ангелов очень зыбки, расплывчаты и зачастую неотличимы от фигур богов или демонов. В иудаизме, христианстве и исламе божьи вестники приобретают более четкие очертания, хотя и здесь встречается множество нестыковок и противоречий. В первую очередь это касается вопроса о природе aнгелов. Одни источники сообщают о том, что ангелы духовны и бестелесны, а дpyгие утверждают, что они имеют какое-то эфирное тело. Псевдо -Дионисий Ареопагит (V в.), главный античный специалист по ангелам, считал, что эти существа рождены из небесного огня, но арабские xaдисы заверяют, будто ангелы сотворены из света.
Теологические трактаты, посвященные данной теме, полны неразрешимых противоречий. Странная получается картина: ангелы совершенны, но не вceвeдyщи; бесплотны, но подвержены искушениям плоти; имеют пол, но при этом не способны производить потомства. Нет согласия и относительно времени рождения ангелов: то ли они созданы Богом в 4-й день творения (по Корану), то ли во 2-й (по Талмуду), то ли в 1-й (по иудейской Книге Юбилеев), а может быть, даже задолго до сотворения мира (по версии авторитетного христианского богослова Иеронима). Зато по поводу их количества среди представителей всех религий царит полное единодушие, так как всеми признано, что ангелов существует бесчисленное множество.
Круг обязанностей этих светоносных существ весьма и весьма обширен. Ангелы должны: прислуживать господу, не за бывая при этом славословить Творца на все лады; управлять звездами и движением планет, поддерживая гармоническое равновесие во Вселенной; бдительно охранять прекрасные райские кущи и мрачные глубины ада; доставлять людям божественные послания и заносить все поступки смертных в специальные учетные книги; оберегать праведников и наказывать грешников; неустанно бороться с демоническими силами зла и тьмы и т.д., и т.п.
Как на земле, среди людей, так и на небесах, среди ангелов, нет равенства. Сонмы ангелов находятся в строгом иерархическом соподчинении. В христианстве принята классификация уже упомянутого Псевдо-Дионисия Ареопагита, разделившего божьих слуг на три триады или девять чинов. Число «9», образованное тремя тройками, не случай но оно призвано символизировать полное совершенство ангельской организации.
В первую триаду входят особо приближенные к Богу ангелы серафимы, херувимы и престолы; вторая триада, выражающая принцип божественного мировладычества, составлена из господств, сил и властей; третья триада, наиболее близкая к материальному миру людей, объединяет начала, архангелов и ангелов (самый низший, девятый ангельский чин).
Перед каждым из этих чинов стоят собственные задачи космического масштаба: серафимы и херувимы отвечают за сферу далеких звезд; престолы царствуют над Сатурном; господства властвуют над Юпитером; власти господствуют над Солнцем; силы начальствуют над Венерой; начала имеют силу над Марсом; архангелы повелевают Меркурием, а ангелы управляют Луной.
Ангелы двух первых чинов бледной тенью промелькнули в ветхозаветной литературе. Пророк Исайя, составивший словесный портрет «пламенеющих» серафимов, изобразил их как шестикрылые человекоподобные существа, а пророку Иезекиилю в видении предстали четырехликие и четырехкрылые (с головой человека, льва, быка и орла) херувимы. С огненными мечами в руках херувимы несли охрану Древа Жизни в садах Эдема (хотя никто, собственно, никогда и не покушался на его плоды).
Престолы, окружающие хрустальный трон Творца, вообще лишены каких бы то ни было антропоморфных или зооморфных черт, а название их Псевдо-Дионисий объясняет тем, что они «...носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повеления». Таким образом, престолы подобны угодливым царедворцам, пресмыкающимся пред земным властителем.
Участники второй триады, т.е. господства, силы и власти, вскользь упоминаются в новозаветных текстах как некие космические существа, но образы эти столь расплывчаты и туманны, что ничего конкретного о них сказать невозможно. То же относится и к безликим началам, бездарно открывающим третью триаду. О началах известно только то, что они повелевают судьбами целых народов. Зато о двух низших ангельских чинах сведений имеется не в пример больше.
Архангелы «ангелоначальники») принадлежат к восьмому чину. В Библии, а также в позднеиудейских и христианских апокрифах поименно названы 8 архангелов: Михаил «Подобный Богу», Гавриил «ила Божья», Рафаил «Исцеление Божье», Уриил «Свет Божий», Варахиил «Благословение Божие»), Иегyдиил «Хвала Божья», Иеремиил «Высота Божья» и Салафиил «Молящий Бога»). Наиболее рельефно очерчены образы трех первых из них.
Михаил самый популярный из apхангелов, «архистратиг» (главнокомандующий) небесного воинства, наделенный, кроме того, и другими чрезвычайными полномочиями. Именно Михаил является хранителем тайны сотворения мира, зашифрованной в магических письменах; именно он уполномочен объявить о конце времен трубным гласом; именно ему поручено заносить в особую книгу имена праведников, а в день Страшного суда взвешивать на весах бессмертные души. Михаил, как самый гyманный из apхангелов, выступает в роли адвоката (заступника) людей перед Богом. В Ветхом Завете он выглядит покровителем всего еврейского народа «князь великий, стоящий за сынов народа»). Михаил извлекает из огненной печи трех невинных отроков; спасает Исаака от занесенного над ним ножа; выводит Лота из обреченного Содома; обучает Адама земледелию, Aвраама теологии, а Моисею вручает скрижали Закона. В день последней битвы с силами зла Михаил, возглавивший ангельское войско, поражает самого Cатану, принявшего облик мерзкого дракона. В Европе и в России лучший из apхангелов почитался как защитник христианской церкви, как персонификация победы и воинской славы.