Исторический символ некой прошедшей эпохи, находящейся, по сравнению с реально-историческими эпохами, на самой вершине познания и в наибольшей близости к божественному. Миф об утерянном рае или об исчезнувшем острове Атлантиде основывается на аналогичных основаниях – на уверенности, что в древние времена человек обладал непосредственным доступом к источникам такого знания, которое было утрачено вследствие прегрешений человечества (вкушения запретного плода, по еврейским преданиям).
С точки зрения психологии решающее значение может иметь то, что переживания детства намного глубже и интенсивнее, чем переживания на позднейших этапах развития личности, когда человек противостоит, к тому же более рационально и трезво, многообразию проявления окружающего мира. Каждый человек уверен, что зимы его детства были романтичнее и заснеженнее, чем «теперь», что чудеса и тайны в древние времена были наверняка намного таинственнее и чудеснее, чем в настоящем. К этому добавляется еще и убеждение о некой цикличности развития истории человечества, в ходе которой век за веком соответственно растет отдаленность от бога или от богов, причем переходящие эпохи завершаются катастрофами.
Одно из представлений о Золотом веке описано Гесиодом (ок.700 до н.э.), а также в поэме Овидия (43 до н.э. – 17 н.э.) «Метаморфозы». На переднем плане находится пессимистическое видение о старении мира, эпоха юности которого, не замутненная прегрешениями, должна была уступить место Железному веку, отмеченному необходимостью жесточайшей и беспощадной борьбы за существование. Сюда добавляется тоска об утраченном по вине людей праисторическом богоподобии, желание, чтобы вернулся рай в облагороженных, соответственно времени, формах, представленных, например, в дохристианской версии у Вергилия (70-19 до н.э.) или в виде небесного Иерусалима.
Эсхатологические учения и доктрины всегда воздействуют на маргинальные (стоящие у обочины) культуры, группы именно обещанием новых времен, в которых непременно осуществятся-де райские условия жизни.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.