В символизме животные всегда играли самую непосредственную и важную роль. В природе, пожалуй, нет более богатого и обширного источника для символов и иконографии. Мало какие человеческие качества не могут быть персонифицированы в животном мире при пристальном наблюдении– настолько разнообразны виды животных, их привычки и повадки.
Психология, вслед за религией, использует животных в качестве символов «интуитивности», «подсознания», эмоций и либидо. Однако подобный символизм никоим образом не присутствовал у первобытных людей. В большинстве примитивных культур к животным относились с огромным уважением, полагая, что они находятся в более тесном контакте с невидимыми космическими силами, чем человек. Их зачастую более высокие физические и сенсорные способности привели к общему убеждению, что животные обладают некоей магической и духовной силой. Шаманы считали их посредниками при обращении к этой силе. Кланы или племена принимали их в качестве тотемов по этим же причинам. Шкуры животных, их мех или перья были символами магического союза, в котором они выступали в качестве покровителей владельцев этих символов. Большинство египетских богов изображались в виде животных и символизировали при этом скорее не грубую силу, а духовные качества.
Внимательное изучение средневекового фольклора позволило строго классифицировать символизм животных, эту идею поддерживает и межкультурное единообразие качеств, приписываемых одним и тем же животным.