Плодородие, возрождение, божественный дар жизни. Во всех культурах, где зерно являлось основным продуктом, оно имеет магический, утешительный символизм продолжения жизни после смерти – пшеничное, ячменное или кукурузное зерно также ложится в землю (как бы умирает),но вновь прорастает весной. В Евангелии от Иоанна (12:24) Иисус Христос говорит: «Если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, то оно останется всего лишь зерном. Если же оно умрет, то из него произойдет много зерен».В качестве атрибута древнегреческой богини Деметры, Матери Зерен, колос, «срезанный в тишине», был центральным символом Элевсинских мистерий. Он был эмблемой надежды на новую жизнь людей и растений. Зерно было погребальной эмблемой в Китае, Древнем Риме и на Среднем Востоке, являлось атрибутом бога Осириса в Древнем Египте. В изобразительном искусстве колос – атрибут многих богов земли, он также изображался на платье Девы Марии в средние века и в эпоху Возрождения.
Ацтеки почитали сразу нескольких богов зерна – более и менее важных; в древнем Перу. плодородие изображалось фигурой женщины, сделанной из маисовой соломы. Нарисованные синим изображения маиса (естественный цвет – красный) были в Северной Америке символами плодотворного союза земли (красное) и неба (синее).
В древнеримском изобразительном искусстве богиня Церера носила венок из пшеничных колосьев и держала в руках сноп; сноп и лемех– символ Серебряного века; перевязанный сноп – символ согласия. Зерно и виноград – эмблема христианской евхаристии. Зерно может также символизировать изобилие и процветание. Зерно – пища и семя, поэтому колос иногда изображается как сексуальный символ.