Материнство и защита – универсальный символ плодородия и хлеба насущного. Земля была представлена в мифологии в основном богинями материнства, такими, как античная Гея (или Гайя); древнеегипетский мужской бог Геб, представлявший лоно земли, – практически единственное исключение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины или, как в Полинезии, из песка. Небо было соединено с Землей иногда так тесно, что богу-герою приходилось разрывать их с огромным усилием, чтобы дать начало развитию жизни (эта идея встречается как в египетской, так и в полинезийской мифологии). Символизм дающей жизнь земли отражается в использовании грунта (а иногда и его «захоронения»)в обрядах инициации. Совокупления в борозде были до самого последнего времени широко распространенной особенностью деревенских весенних празднеств, посвященных заклинанию хорошего урожая.
Земля часто графически изображается квадратом, как, например, в Китае. Хотя земля и ассоциируется с темнотой, покорностью и стабильностью, ее символизм как источника жизни был отделен, в представлениях древних, от символизма загробного мира. Ацтекская богиня земли и деторождения Сиуакоатль была вынуждена питаться мертвыми, чтобы дать пропитание живым. Однако чаще символизм богов земли был намного мягче. Возможно, поэтому были столь широко распространены в древности представления, что в разрушительных землетрясениях виновата не Земля, а действия земных созданий – гигантской рыбы, как в Японии, слона, стоящего на черепахе, как в Индии и Юго-Восточной Азии, или змеи, как в Северной Америке.