Водяные существа – разновидность сверхъестественных существ, символизирующих в еще большей мере, чем рыбы (которым тоже часто придавали фантастический вид), живительную силу влажных элементов, что преимущественно связывают с «женской стороной» космоса.
Для глубинной психологии речь идет о воплощении определенного содержания неосознаваемых слоев личности, которые относительно редко выступают в мужском образе, а чаще всего в образах женского рода. В древнеиндийской мифологии апсары являются прежде всего небесными танцовщицами в свите бога Индры, которые, однако, когда спускаются на землю, обитают в воде (большей частью в предах, заросших лотосом). Здесь они пытаются своим искусством соблазнения вывести аскетов из состояния одухотворенности. Любовь между водяной нимфой Урваши и царем Пуруравосом является темой захватывающей поэмы Калидасы (ок.500 г.н.э.).
Сходные мотивы есть также и в европейских сказаниях, причем браки людей с водяными женщинами (ундинами или мелюзинами) большей частью не являются подлинными и продолжительными. Нимфы, русалки и другие женские водяные существа изображаются большей частью с человеческой верхней частью тела и рыбьим хвостом, что означает, следовательно, лишь фрагментарность олицетворения женской сущности. Соблазняют они своим сладкоголосым пением и своими длинными светлыми волосами, которые они расчесывают золотыми гребнями (например, Лорелея на Рейне), приводя большей частью к гибели восхищающихся ими мужчин. Некоторые сказания сообщают о стремлении водяных женщин вступить в брак с земным мужчиной, чтобы затем похитить его душу (которая отсутствует у них как у примитивных природных существ).
Прообразы средневековых европейских водяных женщин – наяды, нереиды и сирены античной мифологии – представали, с одной стороны, как пугающие нимфы источников, а с другой – как опасно соблазнительные для человека существа.
В образном мире алхимии русалка с двумя рыбьими хвостами изображает дуалистическую систему обоих исходных начал – серы и ртути в растворенном состоянии.
В геральдике русалки часто изображались лишь тогда, когда считалось, что предок рода произошел от брака ундины и земного мужчины, который по обычной схеме сказаний не мог быть продолжительным.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.