Вино в традиционной символике лишь редко рассматривалось в связи с опьянением, но представляло (так как обычным было употребление его с водой) подлинно «духовный напиток», наполненную жизненным огнем жидкость.
В некоторых культурах (дионисийско-вакхических) обычай употребления вина сверх меры был культово закреплен, поскольку считалось, что в экстазе опьянения можно достигнуть единения с божеством. Вино должно было разрушать всякое колдовство («истина в вине»), срывать маски лжи, а также услаждать покойных, если им приносить жертву посредством возлияния земле, сквозь которую оно может просочиться к ним. Как «кровь гроздьев винограда» вино часто рассматривается в тесной связи с кровью и не только в христианском святом причастии.В описываемом смысле оно могло заменять жертвоприношение кровью, которое приносилось мертвым.
Культура виноградной лозы на Востоке и в Египте очень стара (она обнаружена уже ок. 3000 г. до н.э., и называлась «эрпи»; темные виноградные гроздья обозначались как «глаза Гора» - бога света). Праздники в этих культурах никогда не обходились без вина (первым чудом, сотворенным Иисусом на «свадьбе в Кане», было превращение воды в вино). В средневековой символике часто проводилось сравнение Христа с виноградной лозой, а его учеников – с ее ветвями. Крест и древо жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда – как символ Страшного суда в конце времен.
В отрицательном смысле описывается чрезмерное опьянение в связи с опьянением Ноя, причем непочтительность его сына Хама расценивается как предвосхищение такого же поведения солдат, которые арестовали Иисуса на Масличной горе.
В средневековом сборнике новелл «Геста Романорум» (ок. 1300) об этом говорится так: «Ной нашел дикий виноград, который называли лабруска – по меже (лабра) между пашней и дорогой. Так как этот виноград был кислый, он взял кровь четырех животных, а именно: льва, агнца, свиньи и обезьяны, смешал ее с землей и сделал из этого навоз, который он положил на корни дикого винограда. Так благодаря этой крови виноград стал сладким… Благодаря вину многие люди становятся львами, обнаруживая гнев, и потому теряют голову. Некоторые становятся стыдливыми, как ягнята, другие превращаются в обезьян вследствие любопытства и безоглядной веселости, которые у них проявляются». О «свинских» последствиях опьянения текст не говорит ничего, поскольку этого рода воздействие и без того хорошо было известно.
Для Хальдегард Бингенской (1098-1179) вино имеет большое значение в качестве лечебного средства, но также и как символ. Она связывает это с библейским рассказом о Ное и пишет: «Как только принесла земля, удобрения ранее кровью Авеля, сок нового винограда, мудрость снова начала свою деятельность».
Злоупотребление вином, несмотря на его негативное действие, все-таки придает его оглушающей силе большую тайну. «Хлебное зерно и виноград растут благодаря тайной силе ростка, которую человек не может постичь». Эта сила также действует в святом причастии, превращая хлеб и вино в тело и кровь Иисуса Христа. «Так, вино есть новый сок земли, сок, в котором смерть и жизнь». В исламе имеет место двойственное отношение к вину.
Легенда рассказывает, что архангел Джебраил (Гавриил), который выводил Адама и его еще по имени не названную жену из райского сада, сострадая к провинившимся, протянул им гроздь винограда из закрытого отныне для них навсегда сада.
Согласно другой версии, его посох увлажнился от слез сострадания, зазеленел и дал побеги, и плоды его были как слезы ангела, круглые и сладкие. Однако дьявол Иблис напустил посредством колдовства на это растение порчу, и поэтому виноград стал, несмотря на свое происхождение как дара ангела, лишенным благодати. Хотя его потребление и сегодня строго запрещено всем верующим, однако в раю особо избранные пьют «вино, которое запечатано мускусом, пробуждающим жажду так, что они постоянно взывают к нему. И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его избранные». Также в райском потоке течет «вино, которое пьющим восхитительно по вкусу, но они не напиваются до пьяна».
В глубинно-психологической символике сновидений, согласно Эппли, появление вина свидетельствует о встрече с духовно-душевным содержанием личности, а не об «алкоголе» в реальном смысле. «Религиозные переживания возвышают вино до подобия божественной крови. Вино – это возбуждение в силу духа, которые преодолевают земную тяжесть и окрыляют фантазию… Там, где золотое или темно-красное вино сверкает в хрустальном бокале мечты, так есть положительность и значительность жизни. Чудо вина, увиденное из души, - это божественное чудо жизненного превращения растительного земного бытия в окрыляющий дух».
В Восточной Азии (Япония) западному вину соответствует рисовая водка «сакэ», собственно, скорее разновидность пива с высоким содержанием алкоголя (12-16%). Она служит в качестве ритуального напитка при праздновании свадеб и Нового года, а также как символ закрепления заключенных договоров и ее пьют из маленьких лакированных красных деревянных чашечек.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.