Верх/низ – пара полярных противоположностей, вероятно, самая важная и наиболее широко распространенная система из всех символических дуалистических систем. Возможно, она коренится уже в психике человека, древнейшие предки которого учились прямохождению. Человек, чьи ноги опускаются в «прах земной», «поднимает свою голову к звездам» и ощущает грязь земли, от которой он не может освободиться, как «земной остаток для несения мук», из которого он желал бы вырваться.
Верхняя зона неба и светил (созвездий), из которой приходят свет и оплодотворяющий дождь, настойчиво приписывается «высшим силам», богам или Богу и ангелам, в то время как земля остается сферой смертного человечества, по которой, усиливая полярность верха/низа, размещается царство ада. Вертикальный порядок человеческого космоса часто требует центральной оси мира или мирового дерева, связывающего эти этажи, причем опытный шаман может общаться с внечеловеческими силами и существами всех сфер бытия и действовать там, находясь на службе у своих ближних. Так как «все хорошее приходит сверху» (ср.такие словообразования, как «одержать верх, быть на высоте» и т.д.), обществами с мужским приоритетом небо рассматривается как нечто мужское, а земля и хтоническая (подземная) сфера – как нечто женское (иначе, например, в Древнем Египте – богиня неба Нут, бог земли Геб).
Верхняя сфера представляет чаще всего сферу духа, нижняя – сферу материи, и человек осознает себя «существом двух миров», среди которых он должен найти свой путь, так как небесный опыт связывается с понятием Бога и этическими требованиями этой сферы. И в безрелигиозной идеологии прообраз полярности верх/низ не может быть вытеснен и замещается, в частности, некритически усвоенной астрологией или поиском внеземных НЛО из небесной зоны, которые на основе своей «высшей» культуры и духовности должны оказать помощь запутавшемуся в своих проблемах человечеству.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.