Вепрь (кабан) – в противоположность свинье как женской особи домашнего животного представляет собой мужскую особь дикой формы данного вида и имеет преимущественно положительное символическое значение. Склонный к нападению зверь, упрямо пробирающийся сквозь заросли, является воплощением неустрашимой стайной воинственности. У германцев вепрь связан с богиней Фрейей и ее братом Фрейром, который странствует верхом на вепре Гуллинбурсти («золотая щетинка»). Ратники часто носят шлемы в форме кабаньей головы, а в Греции микенского периода шлемы покрывались плотно примкнутыми друг к другу кабаньими клыками. В мифах Древней Греции кабан был объектом опасной охоты для Геракла, убийцей Адониса и Аттиса, и вместе с тем – атрибутом богини Деметры и героической Аталанты, а в Древнем Риме – бога войны Марса.
Значение вепря как символа несгибаемой воинственности и дикости предопределило использование его названия при образовании многих имен собственных и топонимов; в геральдике он обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом» (Бёклер, 1688). В германской христианской иконографии вепрь, по случайному совпадению произношений, фигурирует в составе символов Христовых вследствие ошибочного истолкования происхождения германского слова Eber (вепрь) от древнееврейского Ибри – якобы родоначальника евреев (ибрим).
В основном же вепрь символизирует необузданную дикость и властность бесовских сил например жестоких тиранов. Положительное символическое понимание вепря присутствует в ситуациях, когда кроткий отшельник в лесу предоставляет ему защиту от охотников, поэтому вепрь является атрибутом святых Колумбана и Эмилиана. Поистине священным животным считался вепрь у кельтов именно в качестве символа воинской мужественности и силы. Изображения вепря украшали шлемы и щиты. Кабаньим мясом наделялись мертвые на дорогу в потусторонний мир для поддержания сил. Каменные (Эфиньё) и бронзовые (Нёви-ан-Сюлья, Франция) фигурки вепря свидетельствуют о большом значении этого зверя-символа в раннюю эпоху Западной Европы.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.