Угольник – как и циркуль, имеющий архитектурное происхождение, символически значимый инструмент. Изображен, в частности, на медной гравюре Дюрера «Меланхолия» как атрибут апостола Фомы (покровителя строителей). Еще и сегодня в символике масонства ему придается особый статус, как ассоциируемому с прямоугольностью, правосудием, справедливостью. Глава масонской ложи носил его на груди как знак своей власти, возложенного на него и воспринятого им долга. Угольник с двумя неравными по длине сторонами, находящимися в отношении 3:4, указывает на теорему Пифагора, поскольку позволяет обозначить треугольник с длиной сторон 3, 4 и 5. Согласно Й.Баурнёплю (1793) угольник представляет «любовь к Богу и к ближнему, какой он (магистр) прежде всего должен быть украшен, и указывает также каждому брату с его первого вступления в храм, что мысль об этом, вбирающем в себя все законы, украшении должна побудить его к достижению всех мыслимых человеческих добродетелей».
В Древнем Китае угольник также был важным символом, а именно в руках мифического мудреца Фу-Си, которому приписывается открытие системы знаний, выраженных в «И-цзин». Он изображается со змееобразной нижней частью туловища и с угольником (по другой версии – с циркулем) в руках, что понимается как символ созидания, а также священных волшебных сил.
Источники: Источник: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.