Врамках дуалистической системы начало дополняющее-противопоставляемое свету; прежде всего символ первоначального хаоса, который еще не был разорван Творцом лучом его света. В этом смысле темнота является, в первую очередь, символом удаленности Бога и света от мрака потустороннего мира и врагов ясности и озарения (воплощенных, например, в Древней Персии в Аримане – Анх-ра-Манью).
В христианском мире черт (дьявол) часто обозначается как «князь тьмы», а затмения Солнца трактуются не только у христиан («тьма египетская» - Исх 10:21; темнота во время смерти Христа на кресте – Мф 27:45), но и в Перу во времена инков как угрожающие явления (проявления угрозы). В Откровении Иоанна Богослова тьма указывает на предстоящий конец всета. В отличие от этой легко понимаемой символики темнота (мрак, тьма) может стать также и выражением не воспринимаемого взором невыразимо последнего, которое мистик не может отличить от сверхъяркого света.
Хуан де ла Крус (1542 – 1591 гг.) говорил о «темном, озаряющем ночь облаке» в парадоксальной картине, которая пытается передать словами слияние противоречий в основании бытия: «Удивительно, что оно – темное, темнее не может быть – освещало ночь. Это является намеком на то, что вера, которая есть темное и мрачное облако для души и одновременно ночь – так как в присутствии веры души лишается своего естественного света и слепнет, - светит своей темнотой и дарит свет темноте души».
Эта попытка выразить невыразимый мистический опыт путем парадокса (или парадокса кажущегося) находит свое отражение также в масонской символике света: «Первоначальное противопоставление света и тьмы… заполняет все человеческое существование. Тайный союз полагает, что он полностью решил это противоречие и, следовательно, самую мучительную загадку жизни: свет и тьма есть единое целое. Жизнь одновременно является смертью, а тьма – одновременно светом! Через всю символику таинств прослеживается стремление образно реализовать это не охватываемое разумом представление и сделать его доступным для человека в смысле переживания и опыта; борьба и «бракосочетание» света и тьмы, жизни и смерти являются четким намеком на символы» (Леннхофф – Познер). Поэтому каждый «ищущий» должен провести определенное время в размышлениях в одиночестве, в «темной комнате», и осознать глубинную суть символов бренности (череп, песочные часы, Библия), прежде чем ему будет дан «свет» после церемонии приема. «Жуткие» предметы символики из арсенала обрядов 18 в. в настоящее время уже не в ходу.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.