Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Среда
11.04.2018
10:59
 Библиотека эзотерической литературы
 "Библиотека Тайн"

                                           ЭЗОТЕРИКА • ПСИХОЛОГИЯ • РЕЛИГИЯ • ТЕОСОФИЯ • ЧЕННЕЛИНГ • ЙОГА • МИСТИКА • ОККУЛЬТИЗМ • МАГИЯ • АСТРОЛОГИЯ • ТАРО • ФЭН-ШУЙ

      Меню сайта

      Найти автора
      Консультации
КОНСУЛЬТАЦИИ
АСТРОЛОГА
 
        Лунный день

 
  Квадрат Пифагора
 
        Астрология
НАТАЛЬНАЯ КАРТА ОНЛАЙН
 
     НУМЕРОЛОГИЯ
ЗАПАДНАЯ
   по системе Ленорман
 
ВЕДИЧЕСКАЯ
 
АСТРАЛЬНАЯ
 
КАРМИЧЕСКАЯ
 
ЛИТЕРАТУРА
 
      Магия камней
 
    Сейчас на сайте

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЗНАКОВ И СИМВОЛОВ
 

 

 
 
Свет
 
 
  
   Свет – всеобъемлющий символ божественности, духовного элемента, который после первозданного хаоса тьмы пронизал мировое пространство и очертил границы мрака. Свет и мрак являются важнейшей дуалистической системой полярных сил, причем свет символизируется также мощнейшим источником света Солнцем. Солнечный свет есть непосредственное познание, лунный свет, напротив, познание рефлектирующее, осуществляемое через умозрение. Однако тьма не всегда воспринимается как нечто враждебное, иногда она выступает также как дополнительное первоначало (инь/ян). Культуры с патриархальным отпечатком воспринимают свет как «мужское», а тьму как «женское» начало. Древнеперсидская религия ставит борьбу свет (Ормузд, Ахурамазда) и мрака (Ариман, Анхра Манью) на первый план, причем царство света обладает божественными, а царство тьмы, напротив, - демоническими свойствами.
   Идея восхождения через мрак к свету является предметом большинства учений, предполагающих посвящение в тайну. В иудейском эзотеризме каббалы первичный свет является воплощением божества, подобно тому как в христианстве Спаситель характеризуется как «свет мира». Отчетливой становится связь идей света – Солнца – бога и борьбы против зла в нововавилонском гимне, посвященном богу Солнца Шамашу (9 в. до н. э.):
   «Тьму освещает, небо озаряет и сверху и снизу зло уничтожает бог Шамаш… Все властелины рады видеть тебя, все небесные боги с ликованием приветствуют тебя. Скрытое созерцают они в твоем блеске, поэтому их шаг уверен в сиянии твоего света… Широко открыты все врата неба, жертвоприношения от всех небесных богов принимаешь ты!»
   Знаменит гимн солнечному свету «фараона-еретика» Эхнатона:
   «Прекрасным являешься ты в световой точке неба, ты, живое Солнце, которое заново начало жить! Ты воссияло в восточной световой точке и наполнило все земли своей красотой…»
   Печать символики свет и духа несет на себе мир идей манихейства и гностицизма. Выходец из Ирана основатель религии Мани (ок. 215 – 275) учил об истории трех мировых эпох: эпохи творения, эпохи смешения света и мрака и современной эпохи, в которую частицы свет должны вернуться на свою небесную родину. Они выходят из земной природы и образуют наверху Солнце, Луну и звезды. В виде столпа великолепия поднимаются они в первую половину месяца к Луне, пока она не примет форму законченного диска. Отсюда они устремляются к Солнцу и светлому Раю. Просветленная душа, как только она покидает тело человека, уносится тремя ангелами в это царство света и принимает там от судьи истины в качестве вознаграждения за победу световое платье и короны (венец и диадему) света.
   В сфере иудаизма и христианства свет также имеет собственную ценность и не рассматривается как эманация Солнца. В рассказе о творении в Книге Бытие разделение света и тьмы является первым божественным проявлением, в то время как Солнце и Луна только позднее просто как «светила» водружаются на небосвод – очевидно, здесь налицо стремление сознательно отличить религиозный мир идей от почитания солнечных богов у окружающих «языческих» народов. В сказаниях иудеев (Е. бин Горион) эта особенность рассказа отворении объясняется тем, что творец скрыл свет, сотворенный в первый день, так как он предвидел, что грядущие народы земли разгневают его. «Он говорил себе: Грешники не заслуживают того, чтобы этот свет излучался на них; они должны довольствоваться Солнцем и Луной, чей свет когда-нибудь иссякнет. Но первичный свет, который является вечным, должен быть светом для праведников, которые когда-нибудь придут». Тем не менее более поздняя христианская иконография использует стилизованные солнечные лучи, чтобы с помощью световых венцов, ореолов и нимбов выразить связь идей Бог – свет, например, по образцу библейского псалма 103:1 – 2: «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как ризою…» Ясно, что слова Христа «Я – свет мира» должны были оказать огромнейшее влияние на христианскую символику свет, так что лампадка в католических храмах воспринимается как «вечный свет», который по благочестивому ходатайству должен также освещать покойника.
   Свечи являются носителями свет, как, например, пасхальная свеча или та домашняя свеча, которая освящается в церкви к Сретению (2 февраля). Свечи крещения и причащения являются для верующего не только абстрактными символами, но и сообщают ему высокое по своему содержанию настроение. Широко распространено поверье, что зажигание освященных свечей, которые распространяют свой милосердный свет, предохраняет от непогоды и градобития, наводнений и болезней, если верующие при их сиянии молят небесного помощника о защите. Естественно, эта символика не ограничивается только сферой христианства.
   В буддизме свет означает познание истины и преодоление материального мира на пути к Абсолютной реальности, лишенной цвета и формы нирване; в индуизме свет есть метафора мудрости духовного проникновения в божественную часть личности (атман) и явления Кришны, бога света.
  В исламе свет носит священное имя (нур), так как «Аллах является светом неба и земли». Большую роль играет идея света в иудейском мистическом учении (каббала), например, в книге «Зогар» первичный свет Ор (собственно Авр) распространяется из таинственного скрытого первоэфира, Авира, и производит откровение «непреодолимой беспредельности Эн-Соф». В этой мистической космологии мрак возникает только после света. Посредствующий свод (связь) сглаживает борьбу обеих сил – света и мрака, что напоминает символику королевской арки (королевского свода) в масонстве. Символика света занимает там большое место.
   «Масон является искателем света; подобное сообщается кандидату, во вновь созданную ложу вводится свет, при ритуальных действиях храм освещается, большие и малые светочи имеют решающее значение… Связанная с культом света символика находит также выражение в почитании Востока, позволяет ему стать священнейшим местом храма мистерий…» (Леннхофф – Познер, 1932). При этом «большие светочи» означают символические предметы – угольник, циркуль и священную книгу, «малые светочи» (на столпах мудрости, красоты и силы) – «главу масонской ложи» и обоих смотрителей (или Солнце и Луну). Главные должностные лица ложи также обозначаются как светочи. См. Слепота, Темнота, Окно.                   
                                             
  
 

 

 

 

Источники:  Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.

 



       Объявления
 
   Знаки и символы
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 
 
ЗНАКОВ И СИМВОЛОВ
 
      Душа и Карма
 
         Лиз Бурбо
Метафизический смысл болезней
и недомоганий
 
          Кокология
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕСТЫ
ИГРА
САМОРАСКРЫТИЯ
 
   Психология цвета
 
    Гадания он-лайн
 
    Чудесное рядом
ПЯТЬ СВЯЩЕННЫХ
 КОМНАТ
 
 
        Видеотайны
 
           Эзокино
Эзотерический
КИНОЗАЛ
 
 

  Библиотека Тайн © 2010-2018