Очевидный символ поддержки, а также священной Оси Мира и эмблема божественной силы, земной и космической жизненной энергии, восхождения, устойчивости, прочности и постоянства.
Сломанный столб или шест – символ смерти и хаоса не только в западном искусстве, но и у аборигенов Австралии. В древнем мире отдельно стоящий столб часто имел особое символическое значение, но и колонны в архитектурных сооружениях также имели символический смысл.
В примитивных культурах деревянные или каменные столбы часто служили изображением Мирового Древа (как, например, Ирменсул у древних германцев) или верховного божества. Два столба с вырезанными на них изображениями орла были центром культа Зевса на горе Ликаон в Аркадии. В Египте вертикально установленный столб, украшенный четырьмя капителями, как принято считать, представлял позвоночник бога Осириса, направлявший поток его бессмертной жизни. Месопотамские и финикийские боги также изображались в виде столбов, на вершине которых иногда водружались символические знаки, например голова барана в культе великого Эйи. В Карфагене три столба символизировали Луну и ее фазы. Роль столбов как символов связи с потусторонними силами была особенно сильна в доколумбову эпоху в Центральной Америке, в культуре Мачу-Пикчу, где жрецы-инки символически «привязывали» к столбу бога солнца.
В книге Исход Бог Израиля ведет Свой народ через Синайскую пустыню, являясь в виде огненного столпа. Огненный столп – также символ Будды. В индуизме столб с короной символизирует Путь. Согласно библейской книге Притчей Соломоновых, мудрость заключается в Семи Столбах. Пять священных столбов – знак истинного последователя ислама. Два гигантских столба стояли по обе стороны входа в Храм Соломона в Иерусалиме; позже они стали масонской эмблемой справедливости и человеколюбия. В искусстве столб – атрибут аллегорических фигур Постоянства и Стойкости. Именно это значение имеет столб, у которого бичевали Христа.
Сила и храбрость легендарных героев часто связана со столбами: когда враги пронзили копьем кельтского мифического героя Кухулина, он привязал себя к столбу, чтобы умереть стоя; Самсон умирает, повергнув столбы, подпиравшие своды филистимлянского храма; Геракл устанавливает столбы на южном и северном берегу Гибралтарского пролива, обозначая ими пределы цивилизованного мира. Столбы Геракла появляются на гербе короля Карла V, сопровождаемые хвастливым девизом «Plus ultra», что можно перевести «вне пределов» – намек на богатые испанские колонии в Америке.