Недалеко от подножия Александровой горы, у самой воды находится Синий (или Синь) Камень, огромный ледниковый валун. Предполагают, что первоначально он служил алтарной плитой святилища на Александровой горе. Видимо, именно о Синем камне говориться в тексте конца XVI века: «Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть…»
Языческое поклонение побудило церковную администрацию к принятию мер по уничтожению камня: в конце XVII века он был низринут в глубокую яму и засыпан землей. С этого момента начались чудесные перемещения камня – через некоторое время он снова оказался на поверхности, поклонение ему возобновилось. Зимой 1788 года было принято решение положить камень в фундамент церкви, строящейся в Духовской слободе, на берегу реки Трубеж. Его спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но на середине озера лед проломился и «мерьский бог» утонул на достаточно большой глубине. Через несколько десятков лет местные рыбаки стали замечать, что каменная глыба передвигается под водой в северном направлении, и к концу 1840-х годов камень снова оказался на берегу озера, там, где он сейчас и лежит.
Оказавшись радом с камнем в выходные дни, вы будете неприятно удивлены обилием туристов и праздношатающейся публики. От асфальтовой дороги к камню вытоптана дорожка, вдоль которой стоят торговцы сувенирами. А для того что бы удобно устроится и спокойно посидеть на камне вам скорее всего придется занять очередь.
С каждым годом камень обрастает все большим количеством слухов и разного рода легенд. Возможно, именно под этим грузом человеческих мистификаций, камень в последние годы «уходит» в землю и в данный момент его высота, чуть выше колена. Все кусты вокруг камня увешаны разноцветными ленточками и камню как к святыни устремляются представители почти всех неоязыческих и эзотерических течений. Здесь совершаются все возможные ритуалы, обряды посвящения и даже сеансы астрального общения с камнем. Камень много раз подвергался обследованиям, как представителями официальной науки, так и представителями магических профессий.
Вот небольшой список поверий, закрепившихся за Синь-Камнем. И как знать, возможно, некоторые из них, действительно имеют место быть, и будущих исследователей камня ждут действительно сенсационнее открытия.
≈ На камне любил лежа отдыхать сам князь Александр Невский и потому прикасаясь к камню мы черпаем его мудрость и силу.
≈ Камень обладает собственным сознанием и способностью самостоятельно перемещаться в пространстве - то отдаляясь, то приближаясь к берегу озера.
≈ От камня нельзя отбить кусочки. Какая-то сила мешает это делать. А тем, у кого все же это получилось можно только посочувствовать, их ждут болезни и прочие несчастья.
≈ Камень обладает целительной силой и немного посидев на нем можно избавится от целого перечня болезней включая: астму, остеохондроз, кожные заболевания, язвы, болезни сердца, почек и многое другое.
≈ После контакта с камнем у представителей обоих полов количественно и качественно улучшается детородная функция. Считается так же, что камень чудесным образом охраняет здоровье детей.
≈ В камне живет дух, который исполняет желания. Для этого надо разуться, встать на него ногами и мысленно попросить исполнения своего желания.
≈ От камня исходит особое энергетическое поле, которое во-первых, не дает зимой снегу касаться поверхности. заставляя его таять. Во-вторых, оно заставляет камень испускать слабое свечение.
≈ Синий Камень, на самом деле метеорит прилетевший из другой галлактики. Особые магические свойства камня объясняются тем что в составе кристалической решетки входят элементы неизвестные современной науке.
Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, 1 км на Запад от п. Городище, Северо-Восточный берег Плещеева озера.
Источники:
1) Энциклопедия сакральной географии /(Сост. Д.В. Громов). – Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005. С.81-82.
2) http://artmystica.ru/