Сатурн (Кронос) – в античной мифологии отец Юпитера, лишившего его трона. Период его правления относили к древним временам и считали «Золотым веком». Однако планета с таким названием рассматривается в астрологической символике как «великий источник несчастья». Она изображалась в виде старика с деревянной ногой и косой, который давал приют в своем доме водолею и козерогу. Планету Сатурн считали властителем возрастов, начиная с 69-летнего, меланхолической планетой с такими качествами, как холодность, сухое недружелюбие (в противоположность Юпитеру).
С Сатурном как символом ассоциируются понятия о «старках, отцах, предках, сиротах, наследниках, глубоком исследовании и четкой памяти», но также и о «темнице, долгом одиночестве, мере и весе». Среди приписываемых ему положительных качеств упоминаются склонность к тщательной мелкой работе, продолжительным исследованиям и способность терпеливо переносить испытания. Это может быть связано с особенностями траектории движения планеты на небосклоне: большой длиной и (судя по наблюдениям с Земли) частым петлям. Металл Сатурна – свинец, его цвета – черно-коричневый и темно-синий, его драгоценные камни – оникс, фиолетовый сапфир, темный коралл и темный аметист. В древнекитайской символике созвездий с Сатурном ассоциируется понятие о срединной стране света и стихии (желтой) земли.
В символике алхимиков изображение старика Сатурна с косой играет значительную роль из-за его предполагаемой близости к золоту. Многие легенды эпохи Ренессанса повествуют о превращении землисто-серого свинца – металла Сатурна – в расплавленном состоянии в солнечное золото, после того как пылинка субстанции, называемой философским камнем, погрузится в расплавленный металл. В индийской астрологической символике планету Сатурн олицетворяет старый, неповоротливый (видимо, из-за медленного движения небесного тела) и внешне отвратительный правитель Шани или Манда, который скачет на черной птице (коршуне или вороне).
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.