Саранча – символ бедствия, угрожающего в особенности сельскому хозяйству в случае ее массового нашествия. Уже в библейском сказании о Моисее об этом рассказывается довольно подробно: «И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные… и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской» (Исх 10:14 – 15). Для пророка Иоиля нашествие саранчи – также признак божественного гнева и повод для призыва к покаянию. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что из кладезя бездны вышел дым, а из дыма – саранча, «и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (9:3 – 4). Это явно нечто большее, чем просто кочующие насекомые, это существа демонические: «По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие; и волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (губитель) (9:7 – 11). В произведении Григория Великого «Мораль в книге Иова» (540 – 604) саранча – боевая соратница Христа против язычников и, в связи с выживаемостью, - символ воскрешающего Спасителя. В средневековом «Бестиарии» («Атлас животных») саранча зачислена в «черви», которые, однако, не остаются, как гусеницы, на одном месте, но со стрекотанием расползаются кругом и все пожирают. В Древнем Китае это насекомое, с одной стороны, являлось символом «благословения детками», с другой – появление полчищ саранчи считалось признаком расстройства в космическом порядке.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.