Вдревних традициях образ идеального мира, космического порядка и гармонии – потерянный и вновь обретенный рай.
Для всех основных мировых культур сады представляют собой и зримое благословение Господне (Божественный Садовник) (В Евангелии от Иоанна (20:15) Мария Магдалина, пришедшая ко гробу Господа рано утром, не узнала стоящего за ее спиной Иисуса. «Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне…» Отсюда происходит обращение к Господу – Божественный Садовник. – Прим. ред.), и способность самого человека достигнуть духовной гармонии, прощения и блаженства.
В орошаемых районах Египта и Ирана, похожие на оазисы, распланированные сады с дающими тень деревьями, цветами, запахами, птицами и текущей водой стали символами убежища, красоты, плодородия, чистоты и весенней свежести юности – предвкушения радостей бессмертия. Крестообразная планировка классического персидского сада, разделенного четырьмя ручьями, проистекающими из центрального источника или фонтана, основана на мифическом образе рая («рай» – этимологический синоним «сада»).
В Китае обширные сады с озерами, скалами и горами, созданные во время правления династии Хан, имитировали мифические Таинственные острова, где императоры надеялись оказаться в качестве бессмертных. Киото, идеальный пример японского искусства садоустройства, насыщен духовным символизмом. Некоторые индийские сады имели форму мандалы. Ацтекские сады, образ естественного мира в микрокосме, кроме растений включали и диких животных. Римские пиры, проводимые в поминальных садах, символизировали объединяющую пищу Элизиума.
В психологии сад – символ сознания, в противоположность пустыне бессознательного, а также ограждающего женского принципа. Часто используется как метафора любовного рая, созданного влюбленным– «садовый источник – колодезь живых вод» (Песнь Песней, 4:15).
Таинственное плодородие запертого сада стало в христианстве символом Девы Марии, которую часто изображают на фоне сада в сцене Благовещения.