Всимволическом понимании не только орган приема пищи и речи, но и дыхательное отверстие. Обряд открытия ротового отверстия при древнеегипетском погребении мумии (в виде прикосновения к лицу кремневой вилкой и изогнутым теслом) является магическим действием, которое должно было вернуть умершему жизненную силу. В мифе Гелиополиса (Она) изо рта бога Атума возникают боги-близнецы Шу (дыхание) и Тефнут (приблизительно: слюна).
В древнеиндийском мифе о творении изо рта первого существа Праджаяпати появляются боги, из его детородного органа (Лингам) – люди, а из анального отверстия – демоны. Во многих отношениях символически связаны рот и рождающее материнское лоно (ср. выражение «материнский рот» применительно к отверстию матки); в сексуальной символике наружные женские половые органы часто завуалировано описываются с помощью понятийного поля «рот».
Рот жреца огня в парсизме прикрывался платком, чтобы воспрепятствовать загрязнению священного огня дыханием, а в джайнизме ротовая повязка должна была предотвратить непроизвольное заглатывание насекомых. Согласно св. Хильдегард Бингенской (1098-1179), рот человека подлежит высшей нравственной ответственности, так как посредством его «сохраняется человек в целом». Как сиянием солнца освещается мир, так его вдохом умеряется и возбуждается всякий высший вдох». Рот упоминается во многих речевых оборотах: «смотреть кому-нибудь в рот», «набрать воды в рот» и т.д. В изображении последнего суда (Конец света) из уст мирового судьи исходит меч, «чтобы им поражать народы» (Откр 19:15).
В средневековых картинах экзорцизма (изгнание демонов безумия) изо рта исцеляющихся выходят черные образы дьявола; из уст же молящихся исходят золотые нити, связывающие их с небом. На могильных плитах эпохи барокко можно видеть изображения стоящих на коленях женщин, часть лица которых часто закрывает салфетка (нем. Платок для рта); это означает, что изображаются замужние женщины, которые ко времени появления эпитафии уже умерли.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.