Рассматриваемая в книгах эмблем эпохи барокко как символ легкости, близости к Богу и удаленности от действительности, одновременно как символ Марии, птица обязана своей репутацией и своим старым именем «Paradisea apoda» (лат. безногая райская птица) обычаю туземцев Новой Гвинеи и индонезийских островов сдирать с убитых птиц целиком кожу вместе с перьями и так ее прокапчивать, что она сохраняла форму птицы, но без ног. Эти «чучела» продавались и нашли дорогу в Европу, где вызвали сенсацию как «сильфы» (духи воздуха).
О райских птицах рассказывали, что они питались только небесной росой (см.Феникс) и всю жизнь парили в воздухе; что они «чисты от рождения» и ничего не знали о земных делах: «Названная райской птица парит постоянно близ неба, никогда не касаясь земли» (Хохберг, 1675). Даже в естественно-научных сочинениях 18 в. (Бюффон, 1775 г.) оставалась сказка об эфирной райской птице, пока в 19 в. зоологические исследования не сняли мифическое покрывало с таинственно-абсурдного символа.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.