Пифагор Самосский (ок. 540-500 до н.э.) – греческий философ, ставший символическим образом представителя высшей мудрости и эзотерической науки.
Говорят, что, путешествуя, он посетил Египет и Вавилон и основал в конце концов в южноиталийском г. Кротоне религиозно-этическую школу, которая представляла различные мистические учения (перевоплощение души, очищение, стремление к гармонии) и развилась в род мистериальной школы. Ее числовая символика через века оказывала влияние на различные тайные учения; «теорема Пифагора» входит в символический арсенал масонства, в подобной формулировке это было известно еще до Пифагора египтянам и вавилонянам.
Символически оснащенное «священное знание» пифагорейцев рассматривает числа не только как измеряемые величины, но и как сущность реальных вещей, а «геометрия связывается с буквой «Г» в «Пламенеющей звезде» масонской символики. Уже в розенкрейцерско-алхимических сочинениях эпохи Ренессанса (Михаэль Майер. Атланта бегущая, 1618) в порядке наставления для искателей истины говорится: «Для понимания геометрического учения нужно усердие».
«Пифагорейский треугольник» с длиною катетов 3 и 4 и гипотенузы 5 в спекулятивном толковании соответствия (согласованности) выступает символом «главы масонской ложи» и образует отличительный знак корифея в смысле стремления к мере и гармонии. Из него можно конструировать кубик (кубический камень), угольник с длиною сторон 3 и 4 и – из системы кубиков – крест. Таким образом, эта «мистическая математика» стала символическим путем приближения к творческим тайнам Бога, «всемогущего зодчего всех миров».
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.