Загадочный образ греческих мифов и символ музыканта, который посредством захватывающей власти звуков мог привести в движение животных и растения, даже камни и побуждал божества подземного мира к поступкам сострадания.
Как сын музы и речного бога во Фракии он стал мастером пения и игры на кифаре. Когда его жена Эвридика умерла от укуса змеи, он спустился в аид, где своим пение очаровал Аида и его супругу Персефону равно как и тени мертвых. Ему было позволено взять Эвридику с собою в мир живых людей, но лишь при условии, что он обернется к ней только после прибытия туда. Охваченный тоской, он забыл это требование, из-за чего Эвридика исчезла навсегда.
По преданию, позднее бог вина Дионис натравил на Орфея менад (буйствующих в экстазе женщин), потому что певец больше почитал Аполлона, чем его. Орфей, согласно мифу (как в орфическом мифе бог Дионис-Загрей перед собственным воскресением), был разорван на куски. Разбросанные члены его тела были собраны и захоронены музами, тогда как его голова уплыла к поэтессам острова Лесбос.
Лишь фрагментарно реконструированные учения мистериального культового союза «орфиков» своими доктринами очищения и предписаниями к чистоте имеют сходство с учениями пифагорейцев.
В орфическом учении о творении мира Хронос создал яйцо мира, из которого вышел андрогинный первородный бог Фанес. Он породил Никс (ночь); Уран (небо), Гея (земля) и Кронос являются детьми Фанеса и Никс. Зевс, сын Кроноса, или Сатурна, достиг власти и вместе со своей дочерью Деметрой произвел на свет Загрея, который, однако, был растерзан и проглочен титанами, за что Зевс сжег их своей молнией. Из пепла были созданы люди, в телах которых теперь имеются титанические (злые) и добрые, т.е. происшедшие из тела (позднее воскресшего в качестве Диониса) Загрея, элементы. Эти «божественные искры» посредством орфических учений об очищении должны освобождаться из материальной тюрьмы, что является предвосхищением гностических и позднее – алхимических доктрин.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.