Символ отверстия для впуска сверхъестественного света. Отсюда – сакральное отношение к оборудованию и оформлению окон, например, в больших кафедральных средневековых соборах, которые с нач. 2-го тысячелетия сооружались с впечатляющими цветными витражами (например, в Реймсе, Шартре, Сен-Шапель в Париже), чтобы приблизиться к красоте обетованного «небесного Иерусалима». Падающий извне и сверху свет соответствует Духу Святому, а собственно окна символизируют Марию (они светят не сами по себе, а лишь божественным светом).
Оформление витражей зачастую обнаруживало применение символики чисел: они были трехчастные или четырехчастные (четыре евангелиста), в виде розетки (из семи «лепестков»). Что касается цветовой символики, то прежде всего бросается в глаза яркий синий цвет, как бы подчеркивающий, что, к сожалению, от окружающего испорченного мира исходит опасность. По масонской символике храм Соломона в Иерусалиме лишен окна на север, поскольку оттуда не поступают лучи Солнца. На старинных учебных гобеленах изображены три окна, обращенные к трем остальным сторонам света; в разоблачительных записках некоего С.Причарда (1730) они называются «твердыми источниками света» (в противоположность «подвижным»).
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.