Вбиблейском рассказе о всемирном потопе второй праотец рода человеческого после Адама; соответствует Зиусудре или Ут-напишти клинописных текстов шумерско-вавилонского мифа, которых встретил царь Гильгамеш на острове Тильмун (см.Острова блаженных).
Библейский строитель ковчега (наряду с приемным отцом Христа Иосифом) считается покровителем плотников, а также, благодаря своему открытию пьянящего воздействия вина, - первым виноделом. К его атрибутам принадлежат голубь с веткой маслины в клюве и радуга как божественный знак умиротворения после опустошения земли водой. Осмеяние Ноя, который, опьянев в неведении воздействия вина, обнажился, толковалось как типологическое предначертание обнажения спасителя («Иисус лишается своих одежд»).
В народном словоупотреблении выражение «во времена Ноя» означает приблизительно «допотопный» или древнейший.
В ранней масонской литературе (1738) братья по союзу называются «сыновьями Ноя» или «нойидами», в смысле их приверженности основополагающему этическо-религиозному закону, который, как утверждается, был известен уже до десяти заповедей господних: некой древнейшей религии, старше иудаизма, которая исповедовала почитание бога без поклонения идолам, отказ от убийства, праведную жизнь и запрет есть животное. Подразумеваются нравственные законы, высказанные в Книге Бытие (9:1-7).
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.