Самые красочные, эротические и чувственные картины, которые только были когда-либо известны в мире, находятся на стенах храмов Каджурахо (Индия, штат Мадхья-Прадеш). Каждая стена фасада, окна, колонны, потолок покрыты скульптурными изображениями исторических и мистических персонажей, и часто на этих картинах изображены открытые сцены любви.
Практически никаких записей об их постройке не сохранилось, известно, что храмы появились в период с 950 по 1050 гг. н.э., во время правления династии Раджпутов Чанделла. Схожие в архитектурной концепции, храмы все же, не принадлежат к какой-то одной религии или религиозному направлению: некоторые посвящены Шиве, другие – Вишну, третьи Джайну Тиртанкарасу.
Построенные более 1000 лет назад, храмы до сих пор внушают благоговение своим величием, красотой и мастерством своих создателей. Юные женщины с большой грудью и мощные мужчины изображены в позициях, которые вряд ли под силу даже акробаты.
Легенды говорят, что создатели Каджурахо спустились с Луны. Хемавати, прекрасная дочка Брамина, была соблазнена богом Луны, когда купалась в реке ночью. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной Индии, где она стала и матерью, и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чандела. Когда он был признан правителем, он увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний. Отсутствие выражения на лицах фигур в разных сексуальных позах ясно показывает это.
Если можно сказать, что у храмов Каджурахо есть тема, то это женщина. Празднование женщины и мириадов ее граней и настроений: она пишет письмо, накладывает краску для век, танцует с радостной страстью, играет с ребенком. Женщина – невинная, кокетливая. Улыбающаясь – бесконечно соблазнительная, бесконечно прекрасная. Статуи изобилуют деталями, четко очерчены, вылеплены с совершенным мастерством, но лица их ничего не выражают. Кажется, что они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия и находятся в состоянии экстаза? Или просто свидетельствуют? Открытые в XIX веке, эти храмы до сих пор вызывают споры о том, зачем были изображены сексуальные картины на внешних стенах, в то время как внутри храмы совершенно пусты – там нет изображений никаких божеств.
Интерес представляет храм Чаусатх йогини («Храм 64 йогин»). Он сооружен из гранита в конце XI века и посвящен 64 божественным женщинам, обладательницам тайного знания, помощницам богини Деви. По периметру платформы стоят небольшие, напоминающие кельи, без какого-либо декора, строения, а в дальнем конце от входа на платформу находится святилище Великой Богини.
Основным эротическим мотивом храмов Кхаджурахо является изображение аскета вместе с куртизанкой или опытной, получившей посвящение женщиной. Таких женщин называли сурасундари (букв. «прекрасная дева»). Мотив, посвященный аскету и сурасундари, показывал, что энергия, накопленная долгим воздержанием, находит освобождение через секс, восстанавливая баланс сил.
Нижний ряд фигур храма Лакшманы запечатлел всю гамму жизни индийского светского общества того времени и, в первую очередь, ее эротическую сторону. Однако фигуры верхнего ряда символизируют космический союз противоположностей, восхождение кундалини (духовной энергии) по сушумне (позвоночному столбу).
Источники:
1)Журнал «Неведомый мир», № 4/2009г.
2) Энциклопедия сакральной географии /(Сост. Д.В. Громов). – Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005. С.421-423.