Хлеб – важнейший продукт питания у всех народов, возделывающих зерновые культуры и освоивших хлебопекарное дело. В Древнем Египте были известны около 40 видов хлеба и других выпекаемых продуктов, а в формулах жертвоприношения по усопшим говорится о «хлебе и пиве» как основной пище в потустороннем мире. На Древнем Востоке хлеб не резали, а ломали, и «преломление хлеба» в переносном смысле обозначало «есть вместе», «принимать пищу».
Эту пищу вскоре стали понимать и в духовном смысле как сакральное действие, и двенадцать образцовых хлебов в храме Ветхого завета являются символами духовной пищи. В Новом завете, когда говорится о чуде умножения хлебов, речь идет о 12 корзинах с рыбой и 12 корзинах с хлебом. Так как человек жив не хлебом единым (т.е. лишь материальным), то «хлеб жизни» евхаристии вместе с вином становится пищей души. Миссионерам, которые посещали другие народы, употреблявшие другие продукты питания, часто было тяжело передать указанных сакраментальный символ (в Китае основой питания был в первую очередь рис; ув древней Америке – маис; у эскимосов он должен был молиться о «насущном куске тюленьего жира»).
Процесс выращивания и обработки хлебных злаков, из которых приготовляли освященный хлеб, символизировал многотрудную человеческую жизнь, целью которой должно быть вознаграждение на небесах. Чудесным образом упавшая с неба пища в виде манны при переходе израильтян через пустыню была воспринята как образец евхаристического хлеба.
По народному обычаю, свеженарезанный хлеб благословляли крестным знамением. Символический смысл хлеба иллюстрируют многочисленные поговорки: «вкушать горький хлеб изгнания», «предлагать кому-либо хлеб, а давать камни» и т.д. Перевернутый на столе хлеб считался символом несчастья, на котором «черт ездит», при взгляде на который «ангелы плачут», и следует ожидать ссоры, так как правильный порядок превращен в свою противоположность.
В сновидческой символике глубинной психологии хлеб имеет лишь положительное значение. Э.Эппли указывает на то, что для нас хлеб в качестве всеобщего кушанья является «наиболее привычным и одновременно священным»: «Путь от пшеничного зерна, брошенного в темную борозду пашни, он нежно зеленеющего поля, от золотых волн колосящегося моря через работу жнеца, молотильщика, процесс помола, просеивания, приготовления теста, прохождение через жар печи и затем, наконец, общая раздача за семейным столом – каждая стадия становления этой пищи полна символики и свидетельствуют, применительно к человеку, о пути человеческой культуры… Кто получает этот хлеб, тот обретает положительную ценность, которую ему не позволено растрачивать впустую» (Эппли).
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.