Каббала (от древнееврейского qibbel — «получать», то есть имеется в виду некое полученное свыше знание, предание, традиция) — религиозно-мистическое учение, возникшее в XII—XIII веках среди евреев, проживавших в Испании и южных провинциях Франции (особенно в Провансе), и представляющее собой синтез мифологии гностицизма, пифагореизма и неоплатонизма, соединяющихся с иудейской верой в Библию как мир символов. Некоторые авторы относят возникновение Каббалы к ветхозаветным временам, однако эта версия не имеет под собой веских исторических оснований.
Каббала — это не какая-то единая логически взаимосвязанная структура, а скорее целый ряд различных мировоззрений, объединяющихся вокруг нескольких главных тем, выдвинутых в свое время иудейскими мистиками, имевшими много точек соприкосновения, но в то же время сильно расходившимися во взглядах на многие предметы. Это привело к тому, что между классической Каббалой, как она сложилась в XII веке в Южной Франции и Испании, и Каббалой XVI и последующих столетий имеется существенное различие.
На сегодняшний день известно множество текстов, написанных самыми разными авторами, многие из которых остались анонимными, однако среди всех письменных источников самым важным и значимым является, несомненно, трактат «Сефер Ха-Зохар», или «Зогар» («Книга сияния»), первоначально написанный на арамейском языке в Кастилии в конце XIII века и содержащий истолкование аллегорических библейских текстов. Его автором является, по-видимому, некто Моисей Лионский (Моше де Лион) из Гвадалахары, который, однако, предпочел выдать его за наследие другого талмудического мудреца — Симона бен Йохаи, жившего во II веке.
Не менее интересен и другой трактат — «Сефир Йоцира» («Книга творения»), авторство которого приписывается Аврааму, хотя действительное время его создания — III—VI века н. э. (некоторые исследователи относят его создание к VIII веку). В нем рассказывается о 32 основных элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первичных чисел, но и 22 буквы древнееврейского алфавита.
Что касается истоков происхождения каббалистического учения, то некоторые исследователи указывают на то, что в 7-й и 8-й главах Книги Еноха содержится подробное описание падения ангелов, или их отторжения от Бога. Перечисляя 18 вождей падших ангелов, Енох, в частности, говорит: «...Баркаял научил людей наблюдать светила небесные; Акибиил научил знамениям и приметам, Тамиил — астрономии и Асарадэл — движению Луны». Таким образом, Каббала, согласно этим исследователям, была дана падшими ангелами: она заключает в себе именно те знания о божественных вещах, которые были сообщены ангелами и изложены в аллегорической форме в писаниях Ветхого Завета, чем и вызвано стремление каббалистов найти средства вновь извлечь из Писания содержащиеся там тайные сведения о мироздании. Согласно другой версии, Господь, кроме общеизвестных десяти заповедей, сообщил Моисею на горе Синай еще многое другое — знания, которые он поведал только своим ближайшим сподвижникам, и посредством устной передачи божественное слово сохранялось внутри тесного круга посвященных, пока не было предано огласке в более просвещенную эпоху.
В эпоху Ренессанса этот свод мистических воззрений иудеев был обнаружен христианскими просветителями- гуманистами и сделан достоянием европейской культуры, на которую он оказал очень большое и существенное влияние, особенно в XIX—XX веках, когда он привлек к себе магов, мистиков и прочих представите- лей оккультизма. Многие христианские ученые Европы (Пико делла Мирандола, Агриппа Неттесгеймский, Парацельс и другие) стремились синтезировать Каббалу с догмами христианства в рамках универсальной всечеловеческой религии. Было много точек соприкосновения с Каббалой и у Якоба Бёме, особенно в его учении о происхождении мирового конфликта из самой природы Бога. Влияние мистицизма Каббалы прямо или опосредованно испытали Гегель, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, К. Г. Юнг, Бубер и другие. За последние же два столетия Каббала настолько тесно переплелась с астрологией, Таро и нумерологией, что старые еврейские каббалисты, проповедовавшие чистоту учения в ее классическом виде, пожалуй, перевернулись бы в своих могилах, случись им узреть это учение в его современном виде.
Каббала — это очень сложное и в какой-то мере даже парадоксальное учение, сильно отличающееся по концепции мышления от тех представлений, которые свойственны мышлению большинства европейцев. С другой стороны, присущие Каббале таинственность, недосказанность, символическая образность и ярко выраженный налет мистицизма явились, пожалуй, наиболее интригующими ее качествами, привлекшими к ней множество мыслителей со склонностью к оккультизму. Однако важно другое: все они увидели в Каббале преломление свойственных западному оккультизму идей и положений — что все великое многообразие феноменов Вселенной от мала до велика представляет собой некое единство; что все вещи и явления являются частями упорядоченного целого; что самой Вселенной и всеми скрытыми взаимосвязями между явлениями, которые, на первый взгляд, кажутся хаотичными и никак между собой не связанными, на самом деле управляют таинственные законы; что числа и буквы являются полными смысла важными ключами к познанию законов Вселенной; что вдохновение и воображение гораздо быстрее и надежнее могут привести к обретению конечной истины, чем пресловутый здравый смысл; что человек — это одновременно Бог и Вселенная в миниатюре; и, наконец, самое важное — что есть некий духовный путь, идя которым человек может освободить себя от чисто человеческих ограничений, а стало быть — стать сверхчеловеком и постичь Бога. Каббала, естественно, не единственное учение, излагающее эти и им подобные идеи; их можно найти и в системе Таро, и в гностицизме, что лишний раз доказывает, что Каббала, несомненно, складывалась под их влиянием.
Несмотря на то что каббалисты прошлых веков были людьми сугубо религиозными, чтившими и исполнявшими религиозные заповеди и обряды, это, однако, не помешало тому, что Каббала со временем приобрела многие черты и свойства магии. Авраам Абулафия, один из величайших каббалистов и мистиков XIII века, был убежден, что Каббала — весьма эффективное средство для достижения магических целей, и потому предостерегал собратьев от ошибки скатывания к магии. Однако каббалистическое учение о возможности восхождения от низшего к высшему и воссоединения земного с небесным служит весьма ценным подспорьем как для мистика, стремящегося к блаженству в общении с Богом, так и для мага, желающего подчинить себе все духовные и материальные силы и рассматривающего себя как ипостась Бога, способную постичь высшее искусство магии.
В этом смысле большой интерес представляет особый аспект учения — так называемая практическая Каббала, основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно- космический процесс истории (например, приближать пришествие Мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) неизменно соответствует «возбуждение сверху» (от Бога).
Источник: Спаров В. Каббала за 90 минут. – М.: АСТ;
СПБ.: Астрель-СПб, 2006. С. 3–7.