Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
04.06.2019
01:30
 Библиотека эзотерической литературы
 "Библиотека Тайн"

                                           ЭЗОТЕРИКА • ПСИХОЛОГИЯ • РЕЛИГИЯ • ТЕОСОФИЯ • ЧЕННЕЛИНГ • ЙОГА • МИСТИКА • ОККУЛЬТИЗМ • МАГИЯ • АСТРОЛОГИЯ • ТАРО • ФЭН-ШУЙ

      Меню сайта

      Найти автора
      Консультации
КОНСУЛЬТАЦИЯ
АСТРОЛОГА
 
        Лунный день

 
  Квадрат Пифагора
 
        Астрология
НАТАЛЬНАЯ КАРТА ОНЛАЙН
 
     НУМЕРОЛОГИЯ
ЗАПАДНАЯ
   по системе Ленорман
 
ВЕДИЧЕСКАЯ
 
АСТРАЛЬНАЯ
 
КАРМИЧЕСКАЯ
 
ЛИТЕРАТУРА
 
      Магия камней
 
    Сейчас на сайте

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

 

 
Вик Спаров
 
АДАМ КАДМОН
 
(глава из книги "Каббала за 90 минут")
  
 

 

  

    Исключительность статуса Адама как библейского первочеловека превратила его в одну из ключевых фигур эзотерической мифологии не только в христианской, но и в иудейской и мусульманской традициях (равно как и в различных синкретических системах вроде герметизма и гностицизма). Их последователи дали собственную оригинальную трактовку взаимоотношений Адама с Богом, дьяволом и праматерью Евой в многочисленных сочинениях «Адамова цикла», в которых главное действующее лицо фигурирует и под собственным именем, и как Антропос (греч. «человек»), и как Адам Кадмон (т. е. «Адам первоначальный»). Наибольший интерес для авторов этих сочинений представлял факт его надмирного бытия в качестве идеального, не оскверненного падением в материю Небесного Человека, предшествовавшего его воплощению в телесном облике, а также его приобщение к мистерии познания добра и зла, толкуемое как отправная точка долгого и мучительного процесса человеческого самопознания.

    Повышенный интерес к фигуре Адама прослеживается на всех этапах существования каббалистического предания, Непосредственное основание для раздвоения библейского Адама на «высшего» и «низшего», на идеальный архетип и его несовершенную земную матрицу было заимствовано ранними адептами Каббалы в Книге Бытия, где приводятся две различающиеся между собой версии таинства сотворения первочеловека. Если в 1-й главе особо подчеркнуто, что Господь сотворил его «по образу и подобию Своему», то во 2-й главе просто говорится: «И создал Господь человека из праха земного». Отсюда интерпретаторы сделали вывод, что в первой и во второй версиях речь идет о различных стадиях антропогенеза или. иначе говоря, об идеальном «проекте» и его практическом воплощении; вследствие этого за первым закрепилось наименование Адам Кадмон, а второй остался просто Адамом. В соответствии с этим разделением и само имя первочеловека стало интерпретироваться двояко, в зависимости от того, какой аспект Адама принимался во внимание — эзотерический или экзотерический.

    Если во втором случае комментаторы обычно довольствовались буквальным смыслом (в переводе древнееврейское слово Adam чаще всего означало «красная глина», но также еще и «кожа», а в переносном смысле — «воплощение», что прекрасно соотносится с «прахом земным»), то применительно к Адаму Кадмону использовались различные символические и иносказательные толкования, основанные на манипуляциях с буквами еврейского алфавита и их числовыми эквивалентами. К примеру, раввины и каббалисты, пользуясь известным методом нотарикон, расшифровывали буквы Алеф, Далет и Мэм как «Адам — Давид — Мессия», на основании чего делался вывод, что Мессия, который должен про- изойти из дома Давидова, будет новым воплощением «идеального» Адама, не затронутого порчей грехопадения. С появлением христианства эту эстафету подхвати- ли отцы церкви, доказывая, что Иисус, именуя себя «Сыном Человеческим» (ben Adam), «первым и последним», иносказательно говорил о себе именно как о воплощенном Адаме.

    Впервые теория «двух Адамов» в законченном виде была изложена, скорее всего, знаменитым Филоном Александрийским, аргументацией и терминологией которого широко пользовались последующие авторы, обращавшиеся к этой теме. По словам древнегреческого философа Филона, два упоминания о сотворении чело- века в Библии «знаменуют собой великое различие между небесным и земным Адамом. Если первый есть «идея», «род» или «печать», нетленное, бестелесное, умопостигаемое начало, сочетающее в себе мужской и женский род, то второй есть тварное существо, образованное художником поэтому творческому первообразу и состоящее из бренного тела и бессмертной души — частицы божественного естества».

    В Средние века эстафету приняли авторы каббалистических трактатов «Зогар», «Разиэль» и «Яшар», причем две последние работы специально посвящены Адаму и представляют собой собрание древних легенд о первочеловеке в сопровождении мистического комментария.

    В «Зогаре» развивается тема Адама Кадмона как Абсолютного Человека, то есть как суммы всех духовных и физических потенций, которые изначально заложены в каждом отдельном индивидууме, однако не реализуются им из-за утери памяти о своем божественном первоистоке и связанного с этим неведения. Истинный Адам, сотворенный Господом из мистической субстанции, именуемой «местом» или «образом Храма» (под уподоблением Адама храму, или церкви, подразумевалась идеальная модель Вселенной), едва появившись на свет, «сразу осознал, что он и от неба, и от земли, и соединил себя с Божественным, и был наделен тайной мудростью. Подобно этому образу творения, всякий сын человеческий есть сочетание небесного и земного... Он есть и итог, и кульминация творения, поэтому и был сотворен на седьмой день. Как только он появился, все творение — и мира высшего, и мира низшего — пришло к своему завершению, ибо все заключено в человеке, который соединяет в себе все формы». В раю Адам был занят главным образом тем, что изучал магическую книгу с семьюдесятью двумя ангельскими именами (шемхамфораш) и методами их применения и даже толковал ее ангелам. Поэтому далеко не случайно каббалистическая система сефир, то есть десяти основных элементов мироздания, графически изображалась в виде антропоморфной фигуры, коей, несомненно, является Адам Кадмон.

    Столь же усиленно средневековые каббалисты развивали учение и об андрогинной сущности Адама. Истоки этого учения они видели в библейских стихах о «сотворении мужчины и женщины», которые можно перевести двояко: и как сотворение двух разнополых существ, и как «мужчиной и женщиной сотворил его», то есть Адама. Интересно, что, как замечает западный эзотерик Мирча Элиаде, такое толкование обосновано не только с мистической, но и с филологической точки зрения, иначе говоря, библейский текст в данном случае может восходить непосредственно к эзотерическим учениям.

    В конце времен, согласно еврейским мистикам, образ Адама Кадмона вновь отобразится на водах или появится в небесах, и это будет знаком того, что весь тварный мир возвращается в лоно своего Творца. Эту же идею выразил и русский поэт Тютчев в своих знаменитых строках:

Когда пробьет последний час природы,

Разрушится состав частей земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них.

 

 

Источник: Спаров В. Каббала за 90 минут. – М.: АСТ;

СПБ.: Астрель-СПб, 2006. С. 12 – 15.



 

 
 

 

 

 

 
 

 

       


       Объявления
 
     Присоединяйся!
 
   Знаки и символы
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 
 
ЗНАКОВ И СИМВОЛОВ
 
      Душа и Карма
 
         Лиз Бурбо
Метафизический смысл болезней
и недомоганий
 
          Кокология
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕСТЫ
ИГРА
САМОРАСКРЫТИЯ
 
   Психология цвета
 
    Гадания он-лайн
 
    Чудесное рядом
ПЯТЬ СВЯЩЕННЫХ
 КОМНАТ
 
 
        Видеотайны
 
           Эзокино
Эзотерический
КИНОЗАЛ
 
 

  Библиотека Тайн © 2010-2020