Свысунутым языком изображались персонажи многих живописных и скульптурных произведений, этот жест имел множество самых разных символических значений. Единственный внутренний орган тела, который может «жестикулировать», язык – одновременно символ и агрессии, и защиты.
В боевых танцах (hakas) и скульптурах новозеландских маори высунутый язык – знак вызова и пренебрежения опасностью.
Сексуальный символизм языка широко распространен в первобытном искусстве, например, у идолов плодородия с острова Борнео.
Древнеегипетский бог БЭС, охраняющий человека от бедствий, часто изображался с высунутым языком, что, как полагали, отвращает зло.
Высунутый язык индийской богини Кали символизирует ее кровожадную силу. Бог огня Агни изображался с семью языками. Прослеживается прямая связь между символами языка и огня – и тот и другой красные, подвижные, пожирающие и созидательно-разрушительные (слово играет важную роль в человеческих отношениях и, подобно огню, может служить и злу, и добру).
В Книге Исайи язык Бога назван «огнем поедающим», а в Деяниях Апостолов описано, как ученикам Христа явились «разделяющие языки, как бы огненные» (Деяния,2:3).
Изображение языка часто является символом средства общения и выражения человеческой мысли, а также красноречия или мудрости. Именно по этой причине язык Будды считается длинным.
В древнеегипетском матримониальном искусстве мертвые изображались с длинными языками, что давало им возможность общаться с богами. Изображения высунутых языков могут также символизировать демонические, пугающие, кровожадные силы, как, например, в древнегреческих театральных масках.
Изображения животных с высунутым языком означали попытки заклинания дождя.