Библейский символический персонаж, не поколебавшийся в вере в Бога, несмотря ни на какие испытания и удары судьбы человек, которого дьявол и Бог употребили в качестве «подопытного лица» в споре о своем влиянии. Противник (дьявол) с согласия Бога подверг Иова всем мыслимым наказаниям, чтобы он отрекся от Творца и получил бы таким образом облегчение, но вера Иова осталась непоколебимой («А я знаю, Искупитель мой жив…» - Иов 19:25). Иов признает, что ему нельзя судить о Боге в Его непостижимой мудрости, за что и был вознагражден Богом, ему возвратилось вдвое против утраченного в ходе испытаний, после чего он жил «сто сорок лет и видел сыновей своих и сыновей сыновних своих до четвертого рода» (42:16). В средние века Книга Иова была особо почитаемой, о чем свидетельствует, например, молитва за умерших: «Освободи, Господи, душу его, как избавил еси Иова от казней его». В типологических разработках о ветхозаветных предпосылках в Новом завете страдающего, осмеиваемого своими прежними друзьями Иова истолковывают как прообраз испытавшего мучения и издевательства Иисуса Христа, а также как модель уготовления рая для людей благочестивых и жизни в новом счастье после Страшного суда; насмешники же при этом символизируют еретиков. Временно прокаженного, затем исцеленного Иова почитают в качестве покровителя лечебных учреждений и особенно – лепрозориев.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.