Игры – свободная по своей цели, подчеркнуто ради удовольствия совершаемая добровольная деятельность, которая протекает по определенным правилам и скрывает в себе забытое символическое значение. При этом, собственно, подражают ритуалам и культовым играм, которые в зародышевой форме остались еще в сообществе детей, но в мире взрослых давно уже забыты.
«Игра в небо и ад», в которой дети совершают медленное спиралевидное движение по полу и, прыгая на одной ноге, катят камушек через двенадцать полей к центру, понимается как мимическое подражание движению Солнца. Отсюда берут начало «храмовые скакания» как испытательный путь между «небом и преисподней».
Среди настольных игр игра в мюле есть зеркальное отражение древней квадратной схемы мироздания, изображение которой часто воспроизводилось не только на ровной каменной плите, но и на вертикальной каменной стене, и поэтому она должна обозначать нечто большее, чем просто настольную игру. Шахматная игра в Древней Индии была рассчитана на четырех игроков, и передвижения фигур (как и их очертания) определялись шахматным рисунком поля. Она имела важное значение в ритуале медитации во время буддийского праздника полнолуния. Прототипом игральных (четырехцветных) карт был, вероятно, вычерченный на земле квадрат.
Игры с мячом, исходно имевшие ритуальное значение, были обычными не только в Древней Мексике, но также и в средневековой Европе, где часто позолоченный кожаный мяч, достигавший метра в диаметре, разыгрывали от восточных до западных ворот селения, что символизировало движение Солнца. Такие игры в мяч, например, когда женатые играли против холостяков, проводились духовенством и устраивались весной (на Пасху или 1 мая). В свете этого футбол, очевидно, также имел в древности ритуальное значение.
Конные скачки и другие состязания сопровождали в доисторические и раннеисторические эпохи проводы покойников, с тем чтобы быть готовыми к встрече с высшими силами и продемонстрировать мужество.
Игры на счастье возникли из многообразной оракульской практики. Многие игры на счастье вышли из старинного обычая поединка между двумя мужчинами, устраиваемого, чтобы решить их судьбу, поэтому игровой долг всегда назывался «долгом чести».
В алхимическом образном мире легко совершаемые операции обозначаются как «детская игра».
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.