Идолы, кумиры, другие аналогичные фетиши всегда были причиной огорчений для сторонников религии откровения, исходящих из предпосылки, что «язычники» обращаются с мольбами не к сверхъестественным сущностям, представленным в изображениях, а к самим изображениям.
Согласно раннехристианской легенде, когда Мария и Иосиф, спасая младенца Иисуса, бежали в Египет, разрушились 365 кумиров, мимо которых они проходили. Почитание «кумиров», идололатрия, рассматривалась как духовная слепота.
Согласно исламской традиции, в Мекке со своих пьедесталов рухнули древние идолы, когда Амина, мать Мухаммада, родила пророка, а согласно другому преданию, они содрогнулись еще в момент его зачатия, а затем и рухнули. Основанием для таких преданий могли быть слова, подобные сказанным пророком Исаией: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» (Ис 19:1). Сокрушенные кумиры являются, в частности, атрибутом св.Юсты, Руфины и Сусанны, а также в восточной церкви св.Николая.
Согласно иудейскому сказанию (Е. бин Горион, 1980) Аврам во времена царя Нимрода был первым сокрушителем кумиров своего отца, из древа и камня выделанных, «которые не обоняют, не слышат, не глаголят. И рот есть у них, а не говорят, глаза есть у них, а не видят, руки имеют, а не хватают, ноги имеют, а не идут. Таково же и с теми, кто верует в них и молится им. – И взял топор Аврам и сокрушил кумиров отца своего…».
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.