Инструмент, управляющий рассудком и мышлением, но также воплощение человеческого духа, власти и жизненной силы – причина, по которой древние придавали ей большое значение и размещали на возвышенных местах отрезанные головы своих врагов. Для многих, включая кельтских воинов, которые носили головы в качестве трофеев, голова имела фаллический и плодородный символизм и, как считалось, передавала силу и мужество обезглавленного воина к владельцу головы.
Головы богов, королей или героев устанавливались на колоннах, изображались на иконах и монетах или использовались в качестве поминальных эмблем и воплощали их способность воздействовать на события.
Для Платона голова представляла собой микрокосм человека. Во многих культурах голова заменяла сердце в качестве возможного вместилища души.
В изображениях чудовищ или богов-животных можно отметить, какая часть гибрида является основной. Художники могли усилить воздействие образа, умножая количество голов или лиц; иногда это делали, чтобы отразить различные функции головы.
Так, в римском религиозном искусстве трехголовая Геката двигалась между небом, землей и загробным миром; двуликий Янус следил за входом и выходом, прошлым и будущим, отъездом и возвращением путешественников.
Четыре головы Брахмы в четырех индуистских Ведах, четыре бараньи головы Амуна-Ра – символ руководства всеми элементами мироздания.
В искусстве греческих близнецов Кастора и Поллукса изображали одного смотрящим вверх, другого вниз, символизируя восходящую и нисходящую фазы небесных светил.
Существа с двумя головами, мужской и женской, имели защитный символизм в Египте.
Головные уборы (короны, венки, шапки)и движения головой (склоненная в смирении, поднятая в гордости) имеют особое значение в человеческом общении.