Гетеры (греч.hetairai – соучастницы, союзницы, спутницы, лат. amicae – подруги) – еще и сегодня употребитльное выражение, означающее «дам полусвета», причем в современной символике – с негативным оттенком.
В Греции гетеры в отличие от афинских супруг, считавшихся вряд ли чем-то большим, чем рождающие детей домоправительницы, зачастую были высокообразованными женщинами и отношения с ними считались общественно полезными. Они преуспевали в философии, искусстве и литературе так же, как в музыке и танцах, и сравнимы разве что с японскими гейшами. Определение «соучастницы, спутницы» означает статус, который был недоступен для супруг.
Знаменитыми гетерами были, среди прочих, Аспасия, подруга и вторая жена Перикла, Фрина, возлюбленная Праксителя, Таис, гетера Александра Великого, позднее в Риме Лесбия (у Катулла) и Кинтия (у Проперция). Их нельзя сравнивать с проститутками (греч. pornai): часто после смерти гетер им устанавливались величественные надгробия и воздавались божественные почести, как например, Белистихе, гетере Птолемея II в Египте. Их положение в дальнейшем оспаривалось; супруга византийского императора Юстиниана I, Феодора – сама бывшая гетера, - относилась к сословию гетер с презрением и стремилась упечь бывших соратниц по профессии в «покаянный монастырь».
В Спарте гетеры отсутствовали, ввиду чего положение супруг было более свободным и привлекательным.
В новейшем словоупотреблении «гетерами» благозвучно именуют проституток из высших слоев общества, типа «дамы с камелиями», но социального статуса, соответствующего гетерам античности, современные «гетеры» вряд ли могут достигнуть.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.