В Древнем Риме вид особой сверхъестественной сущности, приданной человеку в качестве личного духа-хранителя – соответствующего христианскому ангелу-хранителю – и сопровождавшей его от колыбели до гроба. Гениям зачастую посвящены были алтари. Первоначально они, по всей видимости, представляли мужскую производительную силу.
Культ домашних богов (ларов) находится в связи с представлениями о гениях и родствен греческим представлениям о личном «даймоне» (демоне). В домашних алтарях Помпей гений родоначальника семейства (pater familias) изображался в виде змея. В имераторском Риме развивалось представление о том, что помимо отдельных семейств своими собственными сторожевыми сверхъестественными духами (лат.genius loci – дух-хранитель места) обладают постройки и города.
В эпоху Возрождения гении превратились в символические фигуры, персонифицированные или увязанные с отдельными свойствами и предметами. Во времена охоты на ведьм лицам, подозреваемым в поклонении дьяволу, вменялось в вину «сатанинство», дьявольство как подобие «доброго гения», духа семейства (spiritus familiaris) в облике зверя, хотя в магических ритуалах «семейственности» присягали независимо от союза с дьяволом.
Ученый эпохи Ренессанса Джероламо Кардано (1501 -1576) объявил о присутствии при нем личного гения, который облегчал ему изучение иностранных языков и придавал ему сверхъестественное сияние, (см.Нимб), окаймленным которым он себя чувствовал долгое время.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.