Во многих культурах, особенно в вавилонской, индуистской и пифагорейской, число есть фундаментальный принцип, лежащий в основе мира вещей. Оно - начало всех вещей и той гармонии вселенной, стоящей за их внешней связью.
Число — это основной принцип соразмерности вселенной в пластическом искусстве, ритмике, музыке и поэзии. В герметической философии мир чисел отождествляется с миром причин. Числа не просто количественны, они имеют качественную символику. (Невозможно охватить всю сложность пифагорейского и средневекового христианского символизма чисел, применяемых в теологии, в космогонии и в науке).
У китайцев нечетные числа - это ян, небо, непреложность и благоприятность; четные числа - это инь, земля, изменчивость и неблагоприятность. В христианстве до учений святых Августина и Александра символизм чисел был развит слабо. По святому Августину, число это - архетип Абсолюта. «Все располагается согласно числам» (Пифагор). Для Платона числа — это гармония вселенной. Для Аристотеля число было «началом и сущностью вещей, их взаимодействием и состоянием».
Нечетные числа являются мужскими, а четные - женскими. «Жертвы богам небесным — числом нечетным, а земным — четным» (Плутарх). Числа Пифагора имеют как количественные, так и качественные черты. В индуизме числа есть первичная субстанция вселенной.
Источники: Купер Дж. Энциклопедия символов. – М.1995.