Всимволико-психологическом истолковании животное, олицетворяющее тихую силу и защищенность от любого нападения извне. «В ней есть что-то от древнего беззвучия жизни, которая, почувствовав опасность, может в любую минуту отползти назад и замкнуться в себе» (Эппли).
В древнекитайской картине мира есть первобытное животное Ао – морская черепаха космических размеров, на спине которой покоится Земля. Каменные фигуры черепах должны были магическим образом поддерживать стабильность космоса. Аошань (гора Ао) располагалась на островах блаженных. Само животное считалось пожирателем огня. Фигуры черепах на коньковых брусах призваны были служить магической защитой от пожаров. В китайской системе символических аналогий черепаха как одно из пяти священных животных олицетворяла север, воду и зиму. В древнейшей китайской культуре кусочки черепахового панциря служили для предсказаний, видимо из-за числа пластин по краю панциря (24), которое соответствовало числу разделов сельскохозяйственного календаря. По причине своей живучести черепахи считались символом «долгой жизни», а благодаря своей неуязвимости – олицетворением непоколебимого порядка.
Негативное значение это животное получилось из-за народного поверья, согласно которому существуют черепахи только женского рода, вынужденные спариваться со змеями и лишенные какого бы то ни было чувства стыда. Однако ассоциации, связанные с космическим регулированием, выступают на передний план.
В Европе античных времен черепаха ввиду большого количества откладываемых ею яиц считалась символом плодородия, ввиду «тихой сдержанности» - олицетворением нравственной любви, ввиду долголетия – синонимом непреклонного жизнелюбия. В патристике это «живущее в иле» животное рассматривалось как символ зависимости от земли, однако св. Амвросий (ок.340-397гг.) указывал, что из панциря черепах можно изготовить музыкальный инструмент с семью струнами, игра на котором радовала бы сердце. Защитная функция панциря черепахи еще в древности использовалась в магических обрядах (для защиты от града и колдовства), а глаза черепахи в золотой оправе служили амулетом против сглаза.
В искусстве и мифологии Древней Мексики черепахи также играют определенную роль (например, морские черепахи как скаковые животные мифических предков).
В Индии черепаха считалась вторым воплощение (аватарой) бога Вишну.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.