Ввосточной Азии не просто освежающий напиток, но также символ развитости, как и медитации.
«Садо» - путь чаепития принадлежит к жизненной установке японского дзен-пути. Буддийская легенда рассказывает, что первые чайные листья возникли из век медитирующего Бодхидхармы (японский Дарума). «Священный» обрезал их, чтобы не засыпать, и листья, которые из них выросли, обладают поэтому бодрящим воздействием. Китайское предание приписывает открытие чая вылупившемуся из яйца Лу Ю (ок.800 г.). Японская чайная церемония восходит к 1286 г. и приписывается монаху Шомеи, который вывез из Китая потребление чая вместе со всем относящимся к нему.
Церемония чаепития происходит в саду, в котором стоит чайный домик, и чаепитие следует проводить не поспешно, а в состоянии внутренней собранности и концентрации внимания на внутренней и внешней гармонии, причем большинство движений рук строго предписаны этикетом. При этом должно переживаться чувство покоя и совершенства, которое, согласно философии дзэн, сохраняется у участников церемонии и в повседневной жизни. Поэтому форма и цвет чайных чашек должны отличаться скромной красотой. Для коллекционеров особенную ценность представляют чайные чашки из Киото, раскрашенные в черный и красные цвета.
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.