Адам – первый человек, основатель человечества. Имя происходит от adama (др.евр. – в женском роде: красная земля, или глина) или adom (красный.) Аналогично латинское homo (человек) связано с humus (земля) : «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2,7). На санскрите «первый» означает adim. Содержит ключ к идее человека и человеческой истории: 1) человек имеет Божественного создателя, 2) был не рожден, а создан «из праха земного». Душа человека двусоставна: состоит из праха земного и дыхания Бога. По апокрифическим преданиям, кровь Адама была сотворена из красной земли, внутренности – из черной, кости – из белой, туловище – из зеленой.
По мусульманской легенде для сотворения человека Бог приказал архангелу Гавриилу принести по горсти каждого слоя земли. Но тот не смог. Бог послал архангелов Михаила и Исрафила, но и они не справились с поручением. И только четвертый посланный ангел Азраил, невзирая на ропот земли, взял от нее семь пригоршней и принес в Мекку, где, согласно этой легенде, и был сотворен первый человек.
Природу Адама – первого человека, сотворенного по образу и подобию Божию, составляют два принципа: мужской и женский, находящиеся в состоянии баланса, подобно балансу инь-ян или двойному существу алхимиков - Ребису (res bina), в котором алхимическая идея Великой Работы представлена как согласованность и взаимопомощь мужского и женского принципов. Ребис изображается с мужской и женской головами как знак совместной работы. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,27). Двуприродная матрица человека была создана в шестой день творения. Женский и мужской принципы в нем являли собой баланс, необходимый для производства мира форм. По Библии и учению неоплатоников Ева (др.евр.: «жизнь», или «дающая жизнь») возникла из первоначально целостного Адама. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку» (Быт. 2, 21-22). Бог создал ее как «помощника, подобного ему». Разделение первоначально целостного Единства положило начало множественности и связанному с этим страданию.
В рассказе о Еве – жене человека – и о грехопадении дается пролог к драме человеческой истории – изгнание из рая. Путь в рай был прегражден пылающим мечом, помещенным Богом к востоку от рая. В истории Адама содержится криптограмма человеческой судьбы: невинность-падение-искупление. Падение человека означено облачением его в кожаные одежды – знаком утраты высоты богоподобия. Сюда относится 19-ая карта Таро, изображающая мужчину и женщину с фиговыми листочками рука об руку, стоящими спиной к Солнцу под его палящими, но благодатными лучами. Род людской стал подобием Адама.
В Библии излагается история падшего человечества: Адам родил Сифа «по подобию своему и по образу своему» (Бытие, 5,3). Хронология рода человеческого начинается с создания Адама. Евангелист Лука называет Христа прямым потомком Божиим и Адамовым (Лк. 3, 38). В Первом Послании к Коринфянам говорится: "Первый человек – из земли, перстный, второй человек – Господь с неба" (15,47). Христос называет себя сыном человеческим, т.е. сыном Адама и сыном Божиим. Апостол Павел называет его «вторым(последним – в новом Синодальном пер.) Адамом» (1 Кор. 15, 45), Он – «новый Адам», искупитель греха первого Адама. Христос принес человеку идею возвращения к чистоте Божественного первообраза, утраченного Адамом: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного»(1 Кор. 15, 49). История Христа – это история не падения, а восхождения и трансфигурации и победа над смертью, виновником которой был падший Адам: «Как в Адаме все умирают, так в Христе все оживут» (1Кор. 15, 22). По легенде Адам был похоронен на Голгофе (в пер. с арамейского: «череп»). Его череп и ребро, из которого была сотворена Ева, изображаются в иконографии под распятием Христа, и кровь Христа проливается на них. Известна в воспроизведении топография Иерусалима, изображающая космическое тело Адама с Голгофой-черепом, Дамасскими воротами в области сердца, храмовой скалой и Силоамской купелью в нижней части тела. По преданию, когда Ной строил ковчег, он выкопал кости Адама и взял их с собой. После потопа Ной, согласно этой легенде, разделил мощи между сыновьями. При сошествии во ад Христос – новый Адам – освободил Адама ветхого.
По Корану Адам был первым человеком созданным Аллахом. Он был создан из глины (7, 11) или из праха земного: «Он создал его из праха, а потом сказал ему «Будь!» И он стал» (3, 52). Подобно тому, как христианство видит в Адаме предшественника Христа, для мусульман Адам – предшественник Мухаммада. Адам – первый в ряду пророков, который завершается Мухаммадом. Мухаммад – космический человек. Мусульманская символика соответствует библейской. Как Адам Библии, Адам Корана дал имена всему творению: «И научил Он Адама всем именам» (2, 29), а потом Аллах сказал ангелам: «Поклонитесь Адаму!» (7,10). Ангелы поклонились и только Иблис отказался, сказав Аллаху: «Я лучше его: Ты создал меня из огня, а он создан из глины». (7, 11). Он подговорил змея научить Адама и его жену Хавву «вкусить дерева» (7, 21). Они ели, и явилась перед ними вся бездна падения. Они были сброшены на землю: Адам – на горе острова Серендиба (Цейлон), Хавва – в Аравии, на берегу Красного моря, около Джидды. Двести лет блуждали они на земле поодиночке в сокрушении и раскаянии, пока Аллах не разрешил им встретиться в Аравии возле Мекки. Адам попросил Аллаха даровать ему алтарь, подобный тому, вокруг которого ангелы в раю воспевают славу Богу. Алтарь из сияющих облаков был спущен на землю под тем местом где находится его первообраз в небесном раю. Адам обращался к этому месту с ежедневной молитвой и, подражая ангелам в раю, обходил его 7 раз. По смерти Адама облачный ковчег исчез. Затем сын Адама Сиф воздвиг алтарь из камня, который был смыт потопом. Спустя много лет, во времена патриархов, когда Агарь и ее сын Исмаил погибали в пустыне от жажды, ангел указал им источник Земзем возле того места, где находился алтарь. Здесь был основан город Мекка, и на том месте, где находился алтарь, во дворе мекканской аль-Масдид аль-Харам была построена Кааба с вмурованным в стену камнем, служившим подмостком для его строителя Авраама. В угол внешней стены Каабы был вделан другой священный черный камень, в который был превращен ангел-хранитель за то, что плохо смотрел за Адамом в раю и который был низвергнут из рая вместе с Адамом. По одному из преданий этот камень сначала был белым и блестящим, а потом потемнел от поцелуев грешников. При воскрешении он снова примет вид ангела. О сотворении человека из земли говорят также шумеро-аккадские сказания. По вавилонским сказаниям человек был создан из костей и плоти, скрепленных кровью бога Кингу, принесенного в жертву богом-творцом Мардуком. Тат Эсмун был египетским Адамом, первым человеком, первопредком. Происходит от Тат – названия египетского символа, означающего два принципа в творении: мужской и женский в отношении к природе и космосу. Подоно символу Тау выражает равновесие противоположных начал. Представляет идею семи принципов, воплощенных в человеке: четырех первоэлементов и высшей триады духа.
Йима (зенд-авест. «близнец») – иранский вариант ведийского Ямы и библейского Адама – первый человек владыка мира, правил в тысячелетний золотой век, когда не было пороков, болезней, старости, смерти. Его сестра и жена – Арнавак. Потеря тысячелетнего царства была вызвана грехопадением и гордыней Йимы, возомнившего себя богом. Йима до грехопадения – это идеальный аспект духовного прародителя человечества. Согласно «Видевдате» Йима не был рожден. Согласно «Авесте» он – смертный, живущий на земле. В теософской интерпретации он представляет собой три первые коренные человеческие расы, первая из которых не рождена. Как представитель третьей расы он был первым человеком, который умер. Это была раса, в которой люди разделились на мужчин и женщин и «человек жил, и умирал, и родился вновь». Родоначальником человечества, его первопредком в индоиранской традиции считается Гайомарт («живой смертный»). Рожденный от брака неба и земли, Гайомарт был умерщвлен духом зла Ахура Маздой. От семени умирающего Гайомарта богиня земли Спандармат породила первую человеческую пару Мартиа и Мартианага (на авест.) (Машья и Машьяна на среднеиранск.). Они явились в мир сросшимися, и нельзя было определить, сколько у них душ: одна или две. Сначала они признавали главенство доброго Ахура Мазды, и были лучшими из порождений богини земли. Потом над их душами взял власть злой Ангро-Майнью, и они стали почитать его как творца миропорядка. От их брака родились дети, которых они съели. Дети, спасенные Ахура Маздой, населили весь мир. Они породили также монстров. За почитание Ангро-Майнью иранские первопредки до сих пор пребывают в аду.
В скандинавской мифологии первые люди Аск и Эмбля («ясень» и «ива») были созданы из дерева в виде древесных прообразов. Они были бездыханными и «лишенными судьбы». Боги оживили и сделали из них людей, дав им кровь и цвет.
В китайской мифологии есть устное предание о создании людей из глины. Два первородителя Фу-си и Нюй-ва были братом и сестрой, а потом мужем и женой. Их дочь Мифей утонула и превратилась в духа реки. Нюй-ва посмотрела в свое отражение в реке, взяла комок желтой глины и вылепила девочку, похожую на себя. Когда она поставила девочку на землю, дочка стала весело бегать вокруг нее. Нюй-ва увидела, что ее создание удалось, налепила множество фигурок девочек и мальчиков. Когда она устала лепить людей, она стала ронять на землю кусочки желтой глины, которые превращались в людей. Много создала она людей, но когда люди начали умирать, Нюй-ва стала богиней брака.
Источник: Иллюстрированная энциклопедия символов/ авт. –сост. А.Егазаров. – М.: АСТ: Астрель, 2003.